В студии Города+ председатель комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин рассказал о планах города на новый промышленный сезон, объяснил, почему заложенный на Неве тральщик «Петр Ильичев» можно считать самым современным военным кораблем страны, и пояснил, как фармацевтический кластер стал новой визитной карточкой Петербурга.
Новый выпуск программы «Главный+» смотрите на нашем сайте или Youtube-канале.
- Максим, вы приехали к нам сразу со Средне-Невского судостроительного завода, где сегодня заложили новый тральщик «Петр Ильичев». Расскажите о нем, пожалуйста.
- Сегодня действительно такой день – много важных событий. Открылось новое производство на заводе «Севкабель». Заложили шестой в серии минный тральщик на Средне-Невском судостроительном заводе. Промышленность работает. Это хорошие знаки, говорящие о том, что в этом году будут серьезные результаты – не хуже, а где-то и лучше, чем в прошлом году.
- У тральщика есть какие-то особенности?
- Во-первых, он самый современный, из композиционных материалов. То есть, по сути, сделанный из пластика боевой корабль. Первый корабль из этой серии, «Обухов», уже на боевом дежурстве. Он будет принимать участие в военно-морском параде, который пройдет в Петербурге буквально в ближайшее воскресенье. Еще в строительстве находится четыре, теперь уже пять кораблей этой серии. Это действительно очень серьезные, суперсовременные корабли. Первый корабль, который уже в строю, показал очень серьезные результаты: за короткий период он обезвредил восемь мин Второй мировой войны, нашел большое количество затопленных кораблей, даже нашел, как мне сегодня сказали, затопленный вертолет. Это очень интересное современное судно, которое обладает уникальными характеристиками. Он легкий, экономичный в использовании – за счет того, что он не металлический, а пластиковый. Очень качественный, удобный с точки зрения эксплуатации, не требует целого ряда обслуживаний, которые обычно происходят на металлических судах. То есть продукция петербуржских заводов, в данном случае Средне-Невского завода, – действительно очень высокого мирового уровня.
- А новая линия на «Севкабеле» – это что?
- Это производство кабелей, которые защищены, кабелей с подогревом. Это тоже интересное производство, сделанное совместно с американской компанией. Здесь с начала года мы уже открыли девять новых заводов. Это очень хороший задел. Я думаю, что до конца года будет открыто еще в общей сложности два десятка производств. Петербург развивается, появляются новые рабочие места.
- Можно ли говорить, что фармацевтический кластер в городе – один из лучших или даже лучший в стране?
- Это новая визитная карточка города, как мы уже неоднократно говорили, и это действительно очень динамично развивающаяся отрасль. Она демонстрирует серьезные темпы роста, создаются новые производства. И для того, чтобы обеспечивать этот рост и помогать ему, конечно, необходимы условия. Потому что это очень серьезные инвестиции, высокотехнологичное производство, которое обеспечивает занятость высококвалифицированных сотрудников и, безусловно, дает высокие налоговые поступления в бюджет, на которые город может развиваться. Поэтому мы заинтересованы в создании таких производств. Безусловно, один из лучших фармацевтических кластеров в стране – это действительно петербургский фармацевтический кластер.
- Раньше Санкт-Петербург никогда не ассоциировался с фармакологией?
- Ассоциации с нами были разные. В свое время были ассоциации с оборонной промышленностью, которые остались до сих пор. Потом у нас был существенный прорыв – мы стали автомобильной столицей, и до сих пор в Петербурге это только развивается. Мы производим около 400 тысяч автомобилей в год - около 20% всего объема производства Российской Федерации. Это тоже действительно значимая отрасль. У нас есть еще и энергомашиностроение. В общем, у нас серьезные компетенции во многих областях. Безусловно, фармацевтика одна из них, она занимает важную нишу и стала новой визитной карточкой города.
- Хотелось бы детально поговорить о тех мерах поддержки промышленности, которые применяются в Петербурге.
- Действительно, правительство Петербурга ведет системную работу по созданию новых мер поддержки. Это новые налоговые и структурные льготы, новые механизмы, которые позволяют промышленности развиваться. У нас появился такой механизм, как специальный инвестиционный контракт. Это возможность для предприятий заключить договор с городом (это двухсторонний контракт) или с городом и с участием Российской Федерации (трехсторонний контракт), который дает возможность применения существенных налоговых льгот для тех, кто создает новые или модернизирует существующие производства. У нас уже заключено два трехсторонних контракта с двумя фармацевтическими компаниями – «Биокад» и «Герофарм» – по созданию таких производств. И еще целый ряд компаний обсуждают возможности по заключению таких контрактов и созданию производств в Петербурге.
- Совершенно новая форма поддержки – это офсетные контракты. В чем их суть?
- Это контракты со встречными обязательствами. Буквально несколько недель назад губернатор подписал постановление правительства Петербурга о реализации таких контрактов на территории Санкт-Петербурга. Это новый и очень важный механизм. С одной стороны, предприятие или инвестор обязуется построить завод на территории Санкт-Петербурга, а с другой стороны, город обязуется покупать продукцию, которая будет производиться на этом заводе. Не факт, что это вся продукция, выпускаемая заводом. Но для инвестора очень важно понимать, что определенный объем продукции уже реализован. В рамках 44-го Федерального закона уже предусмотрена такая закупка. Есть возможность закупать единственным источником продукцию, которая произведена в рамках такого офсетного контракта, на срок до 10 лет при инвестициях от 1 миллиард.
- Какие-то примеры уже можно привести?
- Мы обсуждаем такие проекты уже с целым рядом инвесторов. С одной из фармацевтических компаний, которая хочет производить и локализовать на территории Петербурга препараты для лечения онкологических заболеваний, сейчас закупаемые городом в основном иностранного производства. Это оригинальный препарат, который сейчас заканчивает клинические исследования. Для его производства предполагается построить новый завод на территории Санкт-Петербурга. В этом случае у нас действительно обоюдный интерес: с одной стороны, мы получаем качественного российского производителя, с другой стороны, это очень серьезная экономия для бюджета и возможность на ту же сумму оказать помощь большему количеству людей. У нас появляются очень серьезные предприятия, которые будут поставлять продукцию не только нам, но и другим регионам Российской Федерации, а платить налоги в нашем городе.
- Офсетные контракты могут применяться в любой отрасли?
- Да, мы обсуждаем такие контракты с целым рядом компаний. Например, в области транспортного строительства. Мы решаем вопрос по производству трамваев в Санкт-Петербурге, выбираем компанию, ведем переговоры. У нас есть потребность в новом электротранспорте. Первый этап – это двести трамваев, второй этап – шестьсот. Это очень серьезные объемы, которые тоже могли бы производиться в нашем городе и тоже давать рабочие места. В Российской Федерации парк трамваев вообще достаточно старый, всего порядка 8 тысяч трамваев требуют замены. Для предприятия, которое появится в Петербурге, это очень большой рынок. Это гарантированная загрузка на долгие годы, гарантированные рабочие места, гарантированные налоги, которые будут поступать в бюджет. То есть это общий интерес, чтобы деньги бюджета Петербурга, которые мы тратим на трамваи, оставались в экономической среде города и шли на создание новых рабочих мест в городе. Очень важно, чтобы мы создавали рабочие места не за границей, где-то в других странах, а у себя, в России, в нашем великом городе.
- Трамваи смогут конкурировать с западными образцами?
- Мы ищем партнера с современнейшими технологиями. Ведем переговоры с крупными компаниями, которые уже имеют эту компетенцию. Мы хотим производить самые современные, самые инновационные трамваи, которые будут отвечать всем последним требованиям техники. Это и низкий пол, и очень маленькая шумность, и экономичность с точки зрения эксплуатации. Такие трамваи производятся несколькими мировыми европейскими производителями, и мы ведем с ними переговоры по созданию производства в Санкт-Петербурге.
- Еще одна мера поддержки – Технопарк, который из локального проекта уже вырос в несколько структурных подразделений.
- Мы как раз сегодня с утра обсуждали эту тему по развитию Технопарка. За последние пять лет объем этого института поддержки инновационного бизнеса в городе вырос в шесть раз. И мы стараемся сделать его наиболее эффективным, наиболее интересным для развития, создаем там различные дирекции. Там есть бинес-инкубатор «Ингрия», мы о нем уже говорили. Буквально несколько месяцев назад вышел мировой рейтинг UBS Global, который поставил наш Технопарк на восьмое место в международном рейтинге самых лучших бизнес-инкубаторов мира. И это тоже оценка того, что мы делаем, насколько эффективны меры поддержки для резидентов парка. В рамках этого проекта сейчас появилось региональное представительство Сколково. Это тоже проект, в котором участвует Технопарк Санкт-Петербурга, и у нас появилась еще одна возможность для того, чтобы таким образом развивать наш инновационный бизнес в городе.
- Работа Технопарка – это помощь крупным компаниям, или маленькие компании на уровне идеи, бизнес-проекта тоже могут подключаться?
- Крупные компании – как правило, самодостаточны, у них есть возможность вложить свои средства в создание инфраструктуры. Мы в основном сосредоточены на помощи малым и средним компаниям. У нас бизнес-инкубатор – мы берем малые компании и выращиваем. В созданных там техцентрах мы помогаем в основном малым и средним компаниям реализовать те или иные проекты, которые им необходимы. Например, в прошлом году мы создали инжиниринговый центр в рамках СЭЙФНЭТ, это центр для IT-отрасли. У нас в городе около 500 компаний, из которых около 200 – средние. Они практически не могут себе позволить купить, каждая индивидуально, то оборудование, которое мы купили для отрасли. Задача стоит в тестировании программных комплексов. И если обычное тестирование на обычном оборудовании занимает два месяца, то в инжиниринговом центре есть возможность серьезной акселерации этого процесса: это можно сделать за две недели. Эта возможность дает отрасли быстрее развиваться, делать больше продуктов, соответственно, больше производить и тем самым придавать отрасли серьезную динамику. Там создана доверенная среда, созданы распределенные центры для тестирования баз данных, уникальные возможности по технике. Мало того, это сделано на базе российских процессоров «Байкал», то есть это еще и вирусозащищенная техника. На самом деле интересные проекты, и, конечно, ими пользуются десятки и сотни малых IT-компаний, которые заинтересованы в такой поддержке. Также там работают другие проекты, в том числе инжиниринговые центры по фарме, еще сейчас мы работаем с радиоэлектроникой. То есть наша задача – каждой отрасли давать все необходимое, чтобы она активно развивалась.
- Оборонная промышленность может так же решать свои задачи?
- У нас есть одна такая мера поддержки, это центр прототипирования. Мы создаем прототипы будущих изобретений, печатаем их на 3D-принтерах, помогаем сделать визуализацию, оцифровать модели на 3D-сканерах. Оборонная промышленность обращается только потому, что, например, в связи с санкциями перестали поставлять запчасти для каких-либо станков, и мы воспроизводим их при помощи центра прототипирования. Очень важная задача, но, конечно, не основная. Основная задача – помогать субъектам среднего и малого бизнеса продвинуть свои проекты, и в том числе посредством прототипирования получить возможность посмотреть на свою модель, проверить, может быть, масштабирование. Летает – не летает, прыгает – не прыгает. Это тоже очень важно, потому что такой механизм должен быть.
- По каким показателям бизнес-инкубатор «Ингрия» попал в топ-10 мирового рейтинга?
- И по количеству «взлетевших» проектов, и по качеству программ, которые там проводятся, и по той модели, которую мы сформировали за это время. Модель оказалась очень успешной. Очень многие считают, что бизнес-инкубатор – это льготная арендная плата: бесплатно посадили в офис и что-то там бесплатно начали помогать. Это принципиальное заблуждение, потому что как только мы бесплатно предоставляем офис, мы начинаем выращивать неконкурентоспособные компании. Когда они потом выходят из бизнес-инкубатора в реальную жизнь, получают рыночную ставку аренды офиса – они начинают умирать. Поэтому принципиальная задача модели была такой, чтобы они учились всему. Мы предоставляем ту необходимую акселерацию, которая дает компаниям все необходимое: мы учим их продвигаться на рынке, помогаем подготовить к выходу тех продуктов, тех идей, с которыми они пришли в бизнес-инкубатор, помогаем их упаковать, продать. Вот эта модель как раз показала свою очень высокую эффективность, и, наверное, это и есть отзыв на наши усилия – тот рейтинг, который мы получили.
- А кто учит?
- Есть классические науки – физика, математика, им должны учить профессиональные преподаватели, профессиональные учителя, которые всю жизнь этим занимаются. Но когда мы говорим о более-менее серьезных рыночных моделях, о каких-то макро- или микроэкономических историях, о маркетинге – это должны быть реальные люди, которые этим занимаются. Поэтому бизнес-инкубатор приглашает специалистов, бизнесменов, опытных людей, которые через это прошли, которые являются экспертами в той или иной отрасли, делятся своими знаниями. Мы зовем интересных людей, специалистов, в том числе мы активно работаем с федеральными институтами развития. Есть стартап-туры, которые мы проводим для наших резидентов. Это работа с интересными людьми, которые имеют серьезный опыт по развитию. Плюс к этому, есть еще профессиональные менторы, которые дают готовые пакеты: сделай так, иди сюда, сходи туда, побудь на той выставке, съезди туда. То есть это очень важные отработанные методики, как вести себя правильно, и это дает результаты.
- А есть что-то из проектов, вышедших из бизнес-инкубатора, что нравится вам самому, что особенно зацепило?
- Очень много проектов. Мы сейчас как раз ведем обсуждение того, чтобы «Ингрию» разделить на две части. У нас сейчас все проекты инкубируются как бы в одном поле. 80% – это IT-проекты и 20% – технологические. Мы хотим усилить и больше продвигать технологические проекты, не прекращая поддерживать IT, это тоже очень важная отрасль. Но мы хотим сделать «Ингрию-Тех» для того, чтобы технологические проекты получали больше внимания. Выделить какой-то отдельный проект очень сложно. Есть много интересных IT-проектов. Наверное, самый интересный наш резидент последнего года – это компания, которая сделала цифровые музеи, очень интересный проект с точки зрения цифровизации музейной коллекции, виртуальных прогулок по музеям. На самом деле, на этой базе можно делать любые проекты – касаемо города, каких-то отдельных мест. Понятно, что схожих проектов много, но они сделали действительно уникальные вещи, которых нет ни у кого: и скорость, и качество, с которыми это работает, удивляют. Уже есть целый ряд музеев, которые берут это себе, в том числе в Ленинградской области музей Блокады взял тот проект, чтобы реализовывать его в рамках своей работы. А на самом деле это сотни различных направлений. Выделять каждый сложно, это как дети, всех их любишь. И, конечно, наша задача – создавать условия, чтобы как можно больше таких компаний к нам приходило и как можно больше получали эти сервисы.
- В августе - сентябре во многих отраслях начинается новый сезон. Можно ли применить понятие «новый сезон» к петербургской промышленности?
- Наверное, да. Традиционно лето – большой праздник. Тем более в этом году лето замечательное, солнце, и деловая активность немножко спадает. Хотя, видите, у нас открываются предприятия, закладываются корабли, работа продолжается. Но осенью мы планируем еще более активный ряд мероприятий. До конца года мы должны открыть девять крупных предприятий, из которых семь – в особой экономической зоне, одно – в промзоне «Пушкинская», одно – на Ижорских заводах. Это действительно крупные новые производства, еще будет некое количество средних производств. 10 сентября в третий раз будет отмечаться День промышленности Санкт-Петербурга, это день, ставший приятной возможностью чтить работников промышленности города и показывать значимость отрасли. Мы планируем традиционную, уже пятую выездную конференцию по развитию промышленности, которая пройдет в первую неделю сентября. И большим осенним мероприятием будет 11-й международный инновационный форум в конце ноября, который будет проходить в Петербурге на базе Экспофорума. Страной-партнером в этом году будет Финляндия. Будет очень много инновационных компаний от наших соседей. Генеральный партнер уже второй год РОСНАНО, и будет целый ряд мероприятий, которые они проведут в рамках форума. Мы считаем, что форум будет очень интересным. Пользуясь возможностью, хочу пригласить зрителей канала на это мероприятие. Я думаю, что будет очень много интересных проектов, стартапов. Будет и вручение премии за лучший инновационный продукт, и целый ряд других интересных мероприятий.
Новый выпуск программы «Главный+» смотрите на нашем сайте или Youtube-канале.