Найти тему

О самой долгожданной войне России

Если составлять рейтинг самых ожидаемых, но так и не произошедших событий, одно из них, прямо касающееся каждого из нас, заняло бы место на самом верху. Как по значимости, так и по числу людей – с обеих сторон, между прочим! – уверенно его прогнозировавших. И, кстати сказать, в их тревожных прогнозах были и определённая логика, и некоторый исторический опыт, и даже конъюнктурное чутьё.

Но – не случилось. Пока. С другой стороны, этот вопрос – тоже пока – не снят полностью с повестки дня ни одной из сторон.

Речь, как уже наверное стало понятно всем, идёт о полномасштабной войне между Россией и Украиной, начало которой многочисленные прогнозисты приурочивали к Чемпионату мира по футболу, а после его окончания – к внезапному падению рейтинга российского президента Владимира #Путин­а.

Надо сказать, что больше и громче всех «большую войну» прогнозировали украинские политики, политологи, эксперты. На этой стезе потоптались даже боссы высокого уровня. Например, секретарь СНБО Александр Турчинов заявил в мае, что наблюдающееся в Донбассе рекордное за последнее время количество обстрелов явно может свидетельствовать о подготовке к масштабным военным действиям со стороны России, которые могут реально начаться уже в июле после завершения ЧМ-2018. С российской стороны аналогичными заявлениями отметился прокремлёвский потитолог Сергей Марков. По его прогнозам, украинские силовики должны были развернуть новую войну в Донбассе где-то в июне или начале июля, чтобы поставить Россию перед жёстким выбором: или сдать ДНР-ЛНР, или сорвать Чемпионат мира.

К счастью, в итоге вышел синопсис всемирно известной сказки про мальчика, кричавшего «Волки! Волки!». И можно было бы посмеяться над тем, как дружно сели в лужу влиятельные персоны с обеих сторон, если бы не парочка «но».

Во-первых, несостоятельность прежних апокалипсических прогнозов побуждает их авторов не каяться в ошибках, но измышлять основания для новых таких же страшилок. Не получилось привязать «большую войну» на Донбассе к мировому чемпионату, хотя уже были аналоги – «Операция 08-08-08» и «Возврат #Крым­а»? Не беда, можно связать её хоть с рейтингом™: украинский эксперт Андрей Головачев так прямо и пишет, мол, рейтинг Путина ниже 45%это немедленная война на Донбассе, которая должна вызвать подъём патриотизма и отвлечь от внутренних проблем. Не сыграет ставка на социологию, можно будет увязать начало военных действий с пенсионной реформой в РФ. И так далее.

Причём на бег по этому порочному кругу несостоятельных прогнозистов побуждает не умственная отсталость, а хорошо развитое понимание ситуации. Ибо, во-вторых, «большая война» между Россией и Украиной жизненно необходима целому кругу влиятельных лиц. Прежде всего, на украинской стороне. Лучше всего эту необходимость обосновал главред заблокированного в России Цензора Юрий Бутусов. По его мнению, #Украина может состояться только как система мобилизующих проектов, а ключевым мобилизующим проектом является война..

Просто и по существу. Хотя и напоминает знакомые рассуждения доморощенных почвенников, что #Россия может состояться только как империя, а империя не может не вести войн у своих границ…

В этом смысле – действительно братья. По отсутствию разума, естественно.

И вот что получается. По большому счёту, никакой войны не хотят ни в российском, ни, наверное, в украинском социуме. Там своих забот полно. А вот в политикуме обеих стран – ровно наоборот. Хватает там «ястребов», для которых военный сценарий – всего лишь интересный и значимый консолидирующий проект, а также социальный лифт. Для иллюстрации снова процитирую журналиста Юрия Бутусова.

Война остается главным фактором украинской повестки дня. Для усиления авторитета власти необходимо… снова превратить войну в мобилизующий проект. При этом сохранив важные достижения государственной политики — Минские соглашения…

Хорватия использовала Дейтонские мирные соглашения для того, чтобы провести подготовку к военному решению освобождения части территории своего государства. Даже несмотря на ввод миротворческих войск в Хорватию, обеспечить мир можно было только путём боевых действий. И хорваты говорили о мире — но одновременно с этим их армия была реформирована и боевые действия не прекращала.

Кажется, намёк очень тонкий. Яснее уж и некуда…

Так что, снова повторяется знаменитое войны никто не хотел – война была неизбежна? А кто-нибудь из читателей вообще верит, что большой российско-украинской войны удастся избежать?