У многих рано или поздно появляется идея как открыть свое дело, что для этого нужно и с чего начать, чтобы окончательно решить для себя, а стоит ли за это браться. Чтобы развеять излишние сомнения и укрепить в вере в собственные силы и предназначается данная статья. В ней будут разобраны пять основных правил, о которых следует знать начинающему бизнесмену.
Правило первое
Если помните, в Марше Авиаторов есть слова «а вместо сердца - пламенный мотор!», то есть, как невозможно стать настоящим летчиком без того, чтобы не быть буквально фанатом своего дела, так и невозможно стать бизнесменом не имея очень сильного желания. По большому счету, таких энтузиастов мало – статистика опросов приводит цифры где-то до 10-15% в среднем. Оно и понятно, так как собственный бизнес это зачастую опасное и рискованное плавание по бурным волнам рыночного моря. То есть не столько в плане физической опасности – к счастью, криминальные времена 90-х канули, надеемся, безвозвратно, сколько верная оценка и расчет своих сил, прежде всего моральных, а потом уже и материальных. Ведь сидеть на зарплате, нередко, кстати, весьма немаленькой, в офисе или где еще строго «от стольки до стольки с двумя выходными и оплачиваемым отпуском» нередко комфортнее работы, порою, чуть ли не круглые сутки, пока свое дело выгорит – работа наладится и начнет приносить стабильную прибыль. Иными словами, надо быть в хорошем смысле авантюристом и готовым к любым трудностям, попросту принимая их как вызов своим талантам и способностям.
Итак, первое правило звучит так: между собственным бизнесом и богатством знак равенства не обязателен. Тем более что статистика все же неумолима – в первый год закрывается до 2/3 стартапов, а из оставшихся – еще столько же на следующий. То есть через два года, в лучшем случае, на плаву остается 10% от стартовавших. По тем же статданным, успешным становится дело после 5-7 попыток. Эти цифры приведены не для запугивания, конечно же, а для объективного понимания к чему готовиться, ведь помимо сказанного, высокомаржинальные бизнесы, как правило, сопряжены и с высоким риском. В конце концов, можно подобрать для себя и менее амбициозное дело.
Правило второе
Оно формулируется так: свой бизнес всегда рискован и, к сожалению, не всегда успешен.
Раз не передумали, следует определиться проектом. Главная движущая сила в любом бизнесе – это идея, причем, чем оригинальнее своей полезной новизной, тем выше шансы на успех. Многие начинающие бизнесмены, опасаясь, а то и попросту страшась нового и неизведанного, вкладывают свои силы и средства в те сферы, где давно и не менее масштабно проторено и даже истоптано до них. Надо ли говорить, что столь переполненный конкурентами рынок вскоре ставит под большущий вопрос не только прибыльность, а даже окупаемость затеянного предприятия. Слова «риск – благородное дело» в этом случае открываются своей новой гранью, где благородность становится эквивалентной успеху, если идея оказалась не просто инновационной, а попала точно в цель потребительского спроса.
Не сказать, что для этого обязательно потребуется изобретать все с нуля – прежде надо внимательно изучить место, где живешь и где бываешь – нередко все новое, как говорится, это хорошо забытое старое. А в бизнесе и подавно, просто иногда идею можно подать, что называется, в новой обертке или применить там, кто до вас еще не додумался. В конце концов, просто тупо перенести то, что до вашей местности еще не успело дойти по каким-то причинам. Тут, кстати, уместно напомнить про так называемые франшизы.
Правило третье
Его формулировка: инновационность – залог успешного бизнеса. Ошибочно принято считать, что успех зависит от размеров первоначального капитала. Это верно лишь отчасти, где особенности бизнеса подразумевают ту или иную длительность окупаемости с первоначальными основными затратами, например, в случае кафе или пошивочной мастерской. Тем не менее, истории известны случаи с копеечными суммами и офисом/мастерской на заднем дворе или даже в гараже – достаточно вспомнить хотя бы про то, как появилась компания Apple. При хорошей идее стоит некоторое время продержаться на строгой экономии, пока она заработает.
Правило четвертое
Оно звучит: вложений – по минимуму, усилий – по максимуму.
В принципе, деньги на стартап можно всегда найти, хотя бы по принципу, прозванному американцами правилом трех F (family, friends, fools), что на русский переводится: семья, друзья и дураки. Последних, как понимаете, хватает в достатке, если вспомнить не только злосчастную МММ. Но если даже родственники или друзья оказались недостаточно богатыми, чтобы ссудить вас, идея стать партнерами никого не прельстила или они все сами в долгах, то всегда остается банк. Правда, перед этим стоит не один час посидеть с калькулятором и бумагой за расчетами рентабельности. А дорогие кредиты вообще вряд ли есть смысл брать. Еще вариант инвестирования – специализированные фонды и организации, коих сейчас уже немало.
Правило пятое
Формулируется: нужны деньги на бизнес – они обязательно сыщутся!
Все написанное выше призвано не только рассказать, как открыть свое дело, но укрепить в решимости и вере в себя. Так и в случае с деньгами на стартап следует держать у себя пусть военный, но весьма во многих делах актуальный девиз: смелость города берет.