Гоша учился на физрука, а стал создателем популярных интеллектуально-развлекательных игр «Схватка в Улан-Удэ». Как хобби может перерасти в призвание, а гик-культура в этом помочь, и что это значит для провинции, в которой тоже можно делать хорошо и со вкусом — ДРУГ поспрашивал обо всем, что вам интересно.
Что такое «Схватка в Улан-Удэ», и с чего все началось?
Схватка в Улан-Удэ — это командные викторины по фильмам, книгам, городам и даже сериалам. Правила просты: нужно отвечать на вопросы, кто больше даст правильных ответов, тот и выиграл. Количество участников в команде зависит от игры, где-то до 6, где-то максимум 3 человека.
Раньше я жил в Иркутске, учился по специальности «менеджер спортивной организации», это такой человек, который может быть одновременно физруком и функционером в области спорта. И там (в Иркутске) были очень популярны киновикторины. Я подумал, почему бы и мне такое не сделать в Улан-Удэ. Я посмотрел, как играют. Здесь, в Улан-Удэ, например, «Игры разума» были популярны на тот момент, я решил сделать такой симбиоз —то есть взять все самое лучшее из киновикторины и тех викторин, которые я видел.
В основном игры делаю я один, но когда только начинал, помогали два моих друга Алексей и Николай. Потом они нашли себе нормальную работу. Вопросы пишутся не за раз. Я, например, иду по улице или смотрю фильм, ой, что-то интересное, надо записать себе в телефон. Потом приходит время написания какой-то игры, и я начинаю на базе этих заметок формировать вопросы.
Как всё-таки идея начала воплощаться в жизнь?
Когда я приехал в Улан-Удэ, я начинал в «Улице Сов» на Элеваторе («Улица Сов» — антикафе, «Элеватор» — район в г. Улан-Удэ, прим. автора). Но из-за некоторых неурядиц с расписанием старт получился не очень хорошим. Была первая викторина, собралось очень много народу, было круто, назначили вторую викторину через неделю, а буквально за несколько дней до викторины мне звонят из «Улицы Сов» и говорят: «Извини, пожалуйста, у нас на эту дату назначено мероприятие, вообще никак не получится». А у меня уже собрались команды, и мне пришлось все команды обзванивать, что так-то, так-то, перенесем на следующую неделю, и как-то с того момента много команд не собиралось. То есть, несколько лет я проводил вообще ради идеи, бывало, когда мы проводили в «Фабрике» (кинотеатр — прим. автора) приходило 6 человек на викторину, и я был рад провести игру для шести человек. Бывало и такое, что команды вообще не собирались.
С чем связываешь этот самый качественный скачок?
Я выбрал для себя – проведение викторин и есть то, чем я хочу заниматься. Но еще в этом есть часть заслуги моей девушки Марии. Она вдохнула новую жизнь в меня, можно сказать.
Не было страха, что провинция и не приживется?
Страх, конечно, был, я хотел бросить. И боялся… Нет, я даже знал, что это не приживется, то есть у меня была какая-то программа в голове забита, что все-таки Улан-Удэ менее культурно развит, чем Иркутск. Я всегда делал на это скидку. Это мне даже в каком-то смысле помогло, потому что, например, пришло 6 человек, а в Иркутске приходят 70 человек, я думаю: «Ну ладно, это же Улан-Удэ, так что 6 человек – это нормально». 6 человек собрал — о, уже хорошо. И это как-то помогло мне воспринимать подобные ситуации, но 6 человек это, конечно, неудача. Хотя в тот момент я радовался, что хотя бы две команды пришло, хотя бы для двух команд проведем игру…
Как думаешь, повлияли ли игры на культурный облик города, и есть ли от них практическая польза?
Мне кажется, игры каким-то образом тоже на это повлияли, не напрямую, но косвенно, это как эффект бабочки. Все-таки от всего разлетаются волны, и как-то на что-то они влияют.
Свобода самовыражения все-таки появилась, и уже не зазорно ходить с хорошими прическами, не зазорно надевать зауженные штаны.
Я даже вижу, что некоторые люди, которые еще живут в 90-х, ходят в зауженных трениках. И ты такой, о, ну ок, вы же сами три года назад за шмот просили пояснить, если ты был в зауженных.
Когда ты играешь в интеллектуальные игры, ты все-таки становишься чуточку умнее.
Нет чувства некой миссии? Какие ценности продвигают игры?
Когда я только начинал «Схватки» для меня было очень важно донести до людей, и до сих пор важно, чтобы люди больше узнали о хорошем кино, что оно есть. И что есть не только иностранное хорошее кино, но и отечественное.Мне очень обидно, когда говорят, что в России снимают только унылое говно, которое никому не интересно, либо какие-то говнокомедии про водку. У нас очень много отличных фильмов, прям очень много. Недавно я посмотрел фильм «Карп отмороженный», очень дурацкое название, очень дурацкий постер, но это доброе кино про отношения сына и матери, этот фильм обо всем. Но в Улан-Удэ его не показывали, а в России он вообще прошел ограниченным прокатом, и никакой пиар-акции, кампании не было.
Тот же, к примеру, фильм «Дурак», один из лучших российских фильмов современности, и у него на всю Россию было 19 копий. 19 копий для супер-крутого фильма, просто прокатчики его не взяли.
Как ты выбираешь место для проведения игр и договариваешься с их владельцами?
С ZAMом все было легко, я просто работал там арт-директором, но не хотел прекращать свои викторины, и тем более для раскрутки самого ZAMа было бы неплохо, чтобы молодежь, которая ходит на викторины, приходила бы и туда. Сразу убивало двух зайцев. Но вообще в выборе мест — уют это один из главных приоритетов в моих играх.
Ты платишь за аренду, или все на безвозмездной основе?
Безвозмездно. Я провожу игры в понедельник вечером — это один самых неудачных дней для кафе, вечером все скорее спешат домой после работы. А я привожу N-ое количество людей, потенциальных клиентов. У нас изначально была договоренность, например, с «Триста бариста» (кофейня, прим. автора), что когда я проводил здесь первую викторину, по «Теории большого взрыва». Я сказал, что приведу N-ое количество человек, но не могу ручаться, что они все сделают заказ, но они будут здесь и хотя бы один-два человека точно что-нибудь возьмут, потому что после работы хочется что-нибудь поесть. Но люди пришли, посмотрели меню, им понравилось, они сделали заказы, и мы все были довольны. Были заказы в понедельник вечером, была интересная игра, и мы просто работаем на взаимовыгодных условиях.
Скажи, думал ли ты о деньгах?
В начале? В начале вообще нет. Я даже в убыток работал, игры не отбивались вообще. Мы еще были втроем, и мы 200 рублей друг другу отдавали, и у меня эти 200 рублей уходили чисто на проезд, съездить туда и обратно. Я даже интернет не мог себе оплатить, хотя интернет очень большую роль играет в написании игр. Потому уже, конечно, да, особенно, когда я решил, что это будет основной статьей моего заработка. Но все равно у меня остались те идеалы, которых я придерживался в начале, а деньги как дополнительный бонус к тому, что я делаю.
Что для тебя самое главное в «Схватке в Улан-Удэ»?
Жизнь в игре, которую проживают участники. Для меня важно, чтобы в этом микромире все было хорошо, и чтобы хотя бы на полтора-два часа люди могли сбежать от проблем и погрузиться в такую атмосферу, где есть друзья, где уютно и комфортно. Та компания, с которой я сейчас провожу время, мы познакомились с ними на играх. Они пришли, мы познакомились, заобщались, и я со всеми, кто приходит, стараюсь перекинуться парой слов, что-то рассказать, о чем-то поговорить, что-то обсудить. Потому что все-таки я хочу, чтобы у нас был такой круг друзей.
Хотя бы раз было такое, что спрашивал себя — для кого делаю? Для чего?
Было много раз, конечно же. Особенно, когда ты вроде бы сделал все хорошо, ты понимаешь, что прям потрудился, сделал, и люди недовольны буквально непонятно чем. И ты такой думаешь, люди я же для вас стараюсь, для вас все это делаю, почему вы так к этому относитесь то. Те же моменты, когда никто не приходил… Как с этим справляться? Главное не опускать руки, и главное, чтобы был человек, у меня такой человек есть, который просто скажет тебе: «да забей ты». Просто одна фраза. Ты сам-то понимаешь, да, надо забить на это, но очень важно, чтобы кто-то это произнес.
В провинции есть перспективы для молодого поколения или нужно уезжать?
Перспективы, конечно, есть, но лучше, все-таки, уезжать. Не навсегда, хотя бы на какое-то время, чтобы затем вернуться и привнести что-то новое. Очень много таких примеров, например, «ZAM». Его открыла очень талантливая девушка Арюна, она училась, жила в Москве, набралась московского опыта и привезла его сюда в Улан-Удэ. Сейчас «ZAM» это – одно из лучших пространств в нашем городе, уютное место, уютный лекторий, я был очень счастлив, когда там работал. Там люди правда работают за идею, идею сделать город чуть лучше, пропагандировать это. Тот же самый «Бууза Бао» (гастропаб в Улан-Удэ) тоже открыл человек, который долгое время жил за пределами Бурятии. Он приехал, и тот опыт, который набрал там, реализовывает здесь. Здесь тоже можно развиваться, но мне кажется, что в других городах более удобная почва, чтобы раскрыть твой потенциал. У нас в Бурятии слишком консервативное общество, и очень распространено кумовство.
Даже Цыденов говорил, привлекайте свою родню. Если президент республики так считает, что уж говорить о других.
Я очень много путешествую по России, и очень люблю Россию. Новосибирск очень хорошо развит для молодежи. Владивосток (наверное даже больше, чем Хабаровск). И, конечно, Томск! Все знают, что это студенческая столица России. Если ты студент, то тебе лучше всего жить в Томске.
Анастасия Комарова