Найти тему
Ночь в музее

Милое фото с мертвецом

Как вы знаете, в нашем прекрасном музее размещено множество экспонатов всех расцветок и мастей. Именно поэтому у нас так много посетителей и разных «гостей» — все хотят посмотреть на древние артефакты и послушать старинные истории.
Многие к нам приходят из прошлых лет, десятилетий и даже веков, от того и так много скопилось в моей личной копилке историй прошлых лет. Сегодня я бы хотел поделиться одной леденящей душу традицией, что давным-давно ушла в небытие, а жуть вызывает до сих пор.

Это сейчас человечество относительно привыкло к смерти, ведь мы знаем про неё если не всё, то почти всё, научились её отсрочивать и даже избегать, пусть и не до бесконечности (по крайней мере, пока).

А во времена викторианской Англии смерть пусть и была неотъемлемой частью жизни, но всё же казалась чем-то мистическим и непонятным. Серьезно влияло и увлечение народа мистицизмом, оккультизмом и спиритизмом, люди толпами ходили на выступления различных экстрасенсов, медиумов и попросту шарлатанов, из-за чего в мистику и потустороннее верили чуть ли не больше, чем в науку. Некоторые ученые даже пытались ловить приведений и серьезно изучали поведение духов.

-2

Викторианцы жили по принципу memento mori, то есть «помни о смерти». Слишком многие умирали в то время в раннем возрасте из-за слабо развитой медицины, большого количества болезней и ужасно высокого уровня антисанитарии. Особенно сильно всё вышеперечисленное касалось малых детей, которых костлявая косила косой тысячами, если не миллионами.

Из-за этих факторов о смерти не просто помнили — к ней серьезно готовились. Кроме того считалось, что вспоминать усопшего нужно не только каким он был при жизни, но и каким он стал после смерти, то есть не только жизнь человека должна была остаться в памяти предков, но и смерть.

Впрочем, ничего нового в идее сохранить смерть в памяти нет. Были гробницы фараонов в древнем Египте, были мавзолеи, были даже случаи, когда убитые горем богачи заказывали портреты усопших, лишь бы сохранилось изображение, лишь бы смерть была запечатлена. В XIV веке были ещё кольца скорби, что-то вроде поминального украшениям в котором была указана дата смерти, подпись, а в последствие и изображение усопшего.

-3

Но конечно, заказать известному художнику настоящее полотно могли позволить себе далеко не все, зато с развитием фотографии традиция стала практически общедоступной. Сначала использовали дагеротип, но очень уж много времени занимала эта процедура, да и в качестве материала для работы было нужно серебро. После стали делать фотографии, что были гораздо более дешевые в производстве, хотя и не настолько, чтобы люди начали делать фото при жизни. 

Тогда считалось, что хорошая смерть — это если ты позаботился о своей душе и отошёл в мир иной в окружении любящих людей. В этом есть ирония, люди так серьезно заботились о смерти, что очень часто у них была лишь одна фотография — когда они уже умерли. В том время это было показателем некоего статуса, что семья могла себе позволить последнюю фотографию родственника/друга, ведь даже сама Королева Виктория заказала фотографию мужа Альберта на смертном одре, а после хранила снимок над кроватью.

-4

Таким образом и появилась любовь к посмертным снимкам. Это был и интерес к оккультизму, и ко всему потустороннему, и желание подтвердить статус в обществе и, разумеется, сохранить хоть какую-нибудь память о любимом, да напоминать о том, что все мы смертны.

Сам процесс фотографии проходил всегда по-разному, в зависимости от желания семьи. Кто-то хотел, чтобы покойного сфотографировали одного, предварительно зафиксировав его на стуле или лежачем в постели, чтобы он выглядел как живой, кому-то же нравились общие семейные фото, на которых всегда без труда можно отличить живых от мертвого. Не менялась лишь техническая часть, ведь умершего обязательно нужно было сфотографировать в течение 24 часов после смерти, иначе он начинал разлагаться.

-5

В конце концов, жуткая традиция канула в небытие уже в начале 20 века, ведь и смертность стала не такой страшной, и фотографии стали гораздо дешевле, благодаря чему люди могли делать снимки при жизни. С посмертными фотографиями исчезла и та самая традиция memento mori, ведь люди начали считать, что по-настоящему хорошая участь при смерти — это тихо отойти во сне.

〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰 〰

Подписывайтесь на канал «Ночь в музее», ставьте 👍 - будьте в курсе новых рассказов!

Не забывайте делиться понравившимися материалами с друзьями!