Поэт-трибун, могучий характер, острый ум и язык - все это как нельзя лучше описывает поэта Владимира Маяковского. Но весной 1930 года что-то сломило его стальной дух и подтолкнуло к самоубийству… Или это был кто-то?
Еще в самых ранних произведениях Владимир Маяковский предощущал будущую трагическую незавершенность своей жизни. Однако одновременно в других произведениях поэт провозглашал жизнеутверждающую стойкость. Железный характер Маяковского не позволял поэту сдаваться перед лицом любых жизненных неурядиц: будь то заключение в тюрьме, пережитое им еще в ранней молодости, или сложная любовь к Лиле Юрьевне Брик.
Но к 1929 году что-то в Маяковском кардинально меняется. Перемены эти, показавшиеся окружающим его друзьям внезапными, на самом деле назревали уже очень давно по многим, совершенно разнообразным причинам.
Глашатай революции, Маяковский, как известно, восторженно принял революцию, сразу же став ее литературным лидером и однозначным сторонником. Вплоть до середины 1920-х годов поэт продолжал громогласно отстаивать права молодой советской власти на господство даже не над одной страной, а над целым миром - идея мировой социалистической революции грела души большевиков и вселяла в народ уверенность и надежду. Вплоть до 1925 года никто не ограничивал литературную советскую интеллигенцию, поддержавшую революцию, в избираемых ею методах, и Маяковский смело и без оглядки завоевывал горячими строками умы и души советских людей.
Но время шло. Смерть Ленина изменила настроения в правящей верхушке, осознавшей необходимость поставить под более бдительный контроль творческую среду молодого советского государства. Многообразию и свободе постреволюционного культурного пространства постепенно приходил конец. Власть требовала все более прямолинейного советского искусства, и на первый план стали выходить новые, молодые и ныне преимущественно неизвестные фигуры, поставившие во главу угла любого искусства четкость, исключительную доступность массам, идеологическую прозрачность, невозможность двусмысленного толкования.
Маяковский, который даже в самых политизированных строках всегда оставался, прежде всего, поэтом с врожденным чувством красоты лирического слова, со все нарастающей тревогой следил за происходящими изменениями в культурной жизни страны. Перестали существовать многие творческие группы, которые брали свое начало еще из Серебряного века, формализм и вульгарный социологизм постепенно наращивали свои силы, а писатели оказывались на распутье: либо соответствовать социальному заказу даже в ущерб искренности, либо оказаться вне литературного потока.
Все чаще посещала Маяковского мысль, разъедающая его честную, привыкшую к прямолинейному выражению эмоций душу: то ли перед ним государство, которое он горячо воспевал после революции в «Левом марше»? Та ли эта страна, во имя которой он писал «Оду революции»? Оставаясь яростным коммунистом, продолжая поддерживать советское государство, поэт не мог не испытывать сомнений и терзаний по поводу несоответствия собственных ожиданий той политической и культурной картины, которая разворачивалась перед ним.
Отношения с Лилей Брик у Маяковского никогда не были однозначными и простыми. И сейчас, в сложное для поэта время конца 1920-х годов, не гаснущая любовь к ней продолжала подтачивать силы поэта. Подтачивать тем сильнее, чем Лиля Юрьевна продолжала удерживать около себя несчастного поэта, даже когда тот начинал испытывать сильные чувства к другим женщинам - будь то Елизавета Зиберт, мать его единственной дочери, или прекрасная Вероника Полонская - последняя возлюбленная поэта.
Страстная любовь к еще одной эмигрантке Татьяне Яковлевой породила ряд стихотворений, впервые не посвященных Лиле Брик. Это чувство могло бы стать спасением для Маяковского и гибелью для авторитета советского культурного пространства - поэт всерьез задумывался об эмиграции в Париж к любимой женщине. Но трибун революции оказался прочно привязан к стране, которую он воспевал, и в Париж его не пустили.
Вокруг Маяковского сгущаются тучи. К концу 1920-х годов само его творчество постепенно начинает вызывать вопросы и у власти, и у советского народа, беспощадно критикующего поэта за непонятность строк, туманность метафор, эгоцентричность и недостаточное воспевание простых рабочих. Обличение Маяковским советской бюрократии (например, в скандально провалившейся пьесе «Баня») пришлось не по вкусу уже чиновничьему аппарату. Маяковский подвергается негласной травле, в том числе и со стороны коллег-писателей, постепенно оказывается вытесненным из литературной элиты.
Первый решающий удар по жизни поэта был нанесен на выставке в декабре 1929 года. Задуманная как грандиозное чествование великого советского поэта Маяковского, выставка превратилась в его попытку доказать обществу собственную нужность. РЕФ демонстративно не принимал участия в организации выставки. Не пришли на ее открытие и приглашенные Маяковским коллеги по писательскому цеху. Маяковский, всегда деятельный и громогласный, будто теряет свою силу, становится молчаливым и угрюмым.
Второй удар - выступление перед студентами 9 апреля 1930 года. Зал был заполнен лишь отчасти: немногие горели желанием послушать выступление Маяковского. А все же пришедшие молодые слушатели открыто и грубо критиковали поэта, и без того подавленного и разбитого. Сохранились воспоминания о том, что Маяковский во время перепалки со студентами на мгновение потерял самообладание, сел на ступеньки сцены и закрыл лицо руками.
Неудивительно, что непонимание со стороны молодежи отозвалось в его сердце столь же болезненно, как и нарастающие противоречия с режимом. Футурист, мечтатель, творец не настоящего, а будущего Маяковский всегда посвящал свои строки именно тем поколениям, которые придут ему на смену. В молодости и преданности идее он видел надежду всего мира. Поэтому громадной болью оказался для поэта тот факт, что как раз молодому поколению он стал непонятен и не нужен, что своему государству он стал чужим.
Заключительную точку в судьбе Маяковского поставила его возлюбленная Вероника Полонская, которая отвергла мольбы поэта всецело вверить свою жизнь в его руки и не возвращаться к мужу. Маяковский осознал всесторонний крах своей жизни: гражданской, поэтической и личной. Именно после разговора с Полонской Маяковский стреляет себе в сердце. Это решение далось поэту мучительно: он обдумывал его долго и уже два дня носил в кармане предсмертную записку.
Величественный, твердый, поразительно искренний - таким Маяковский предстает перед нами на страницах своих произведений. Но и самого стойкого человека можно сломать. Убийцы поэта - все окружавшие его люди, которые и виновны в его смерти, и невиновны одновременно: и безжалостная к маленькому человеку советская система, и черствость коллег-писателей, и равнодушие толпы, и моральное истощение от отношений с Лилей Юрьевной, и трагическая нехватка чуткости от Полонской. История шла своим чередом, люди приходили в жизнь Маяковского и уходили из нее, но всё вместе однажды положило конец терзаниям бесконечно открытой и честной души.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.