В этой статье я расскажу о серийном производстве танка Т-80. Я затрону перспективные проекты и полноценные, серийные образцы боевых машин выше названой модели.
Советую прочесть предыдущую статью: «Орёл» среди танков. (Разработка).
С 1976 года началось производство танков Т-80. Машина была уникальной, среди себе подобных как минимум мотором и применёнными материалами.
Двигатель.
Двигатель Т-80 имел мощность 1000 лошадиных сил и назывался ГТД-1000. Однако второй причиной высокого уровня подвижности стали материалы, которые применялись при сборке нового танка. К примеру, крышки люков моторно-трансмиссионного отделения изготовлялись не из стали, и даже не из алюминия, а из титана. Этот металл был относительно лёгким, а его прочность и вязкость не давали просто так пробить детали из пулемётов. Однако стоимость танка возросла с применением титана из-за дороговизны добычи о сложности обработки металла.
Особенности касались и двигателя, а вернее его системы очистки. Не смотра, на авиационные корни мотора, его от пыли оберегали вибрации, губительные для летательных аппаратов. Система была крайне простой и эффективной, а главной занимала минимум пространства в МТО боевой машины.
Также дополнительными плюсами были, быстрый запуск при крайне низких температурах и сама мощность агрегата, дающая ему колоссальное преимущество, обгоняя имеющиеся на тот момент Т-72 и Т-64, которые не могли похвастать такой же хорошей подвижностью.
Недостатки в связи с самим мотором были весьма очевидны – большая стоимость керосина, которая превышала стоимость дизельного топлива. Второе – «прожорливость» ГТД-1000, которая лишь увеличивала расходы на топливо. И третье – не самое важное для идеи применения танков СССР – горячий выхлоп, не позволяющий прикрывать пехоту своей бронёй.
Вооружение.
Танк имел не только крепкую броню и мощный мотор, но так же обладал одним из мощнейших орудий своего времени. Оно устанавливалось и на коллегах из Харькова и Тагила, но отличалась мелочами, причём в лучшую сторону.
Система управления огнём была совершеннее за счёт новых компьютеров и прочей аппаратуры, превосходящей более ранние образцы и в то же время имея меньшие габариты, улучшая условия работы экипажа.
Второе – комплекс управляемого вооружения. Т-80 имел самую «длинную руку» и мог держать врага на дистанции, не позволяя даже просто обнаружиться. К тому же вероятность поражения была очень высокой – более 70%, что было отличным показателем для своего времени.
Автомат заряжания тоже улучшили. Он во многом превосходил «карусель» Т-72 и был быстрее, чем на Т-64, при той же схеме компоновки механизмов и положения боеприпасов.
Последним был пулемёт НСВТ калибра 12.7 миллиметра. Т-80 был опасен даже для пехоты и вертолётов, представляющих для танка большую опасность, чем танки врага. Со своей задачей НСВТ справлялся отлично. Он имел достаточную мощность, чтобы поразить винтокрылого противника, или с лёгкостью остановить приближающуюся пехоту. Однако командир должен был вылезти, для стрельбы, что подвергало его излишнему риску. В этом случае Т-64 превосходил своего "младшего брата", имея тот же пулемёт, но с механизмом дистанционного управления.
Т-80БВ – с динамической защитой «Контакт-1».
Т-80 не сразу был с динамической защитой, как некоторые могут подумать. Она впервые появилась на модернизации Т-80БВ, когда в 1982 году СССР получил израильский танк с динамической защитой «Blazer». Разработка американцев была крайне похожа на перспективную динамическую защиту, работу по которой свернули в конце 70-х из-за полной детонации всех блоков ДЗ.
Появление «Blazer» дало ответ на вопрос – как доработать коробочки, чтобы они не взрывались все вместе. Как только проект советской ДЗ был доработан, её стали вешать на многие танки, в том числе и Т-80, который, подобно Т-64, получил индекс БВ.
Т-80 Улучшенный.
В 1982 году государственный заказчик потребовал улучшить броню Т-80 и затронуть вооружения. За дело взялись заводы имени Малышева и Кирова.
Инженеры завода Малышева разработали прототип Объект 478. Он должен был иметь изменённую башню и дополнительный обвес. Также в качестве эксперимента хотели поставить резиновые экраны на башне, но не для защиты, а для аэродинамики, дополнительно защищая мотор от пыли. Изменения затронули и двигатель. Мотор удалось улучшить и повысить его мощность до 1200 лошадиных сил, при этом снизив расход топлива.
А вот инженеры из завода имени Кирова сделали Объект 219А. Идей этого танка стала – замена силовой установки и доработка наполнителя брони, для улучшения стойкости.
Прототипы показали в 1984 году. Перспективные образцы были неплохими, но в итоге обе машины совместили в одну, которая получила индекс Т-80У с более мощным мотором и динамической защитой «Контакт-5», дополняемую силовыми экранами в передней части борта. Официально Т-80У появился в войсках с 1985 года.
Т-80 Улучшенный Дизельный.
После принятия на вооружения Т-80У в КБ имени Морозова захотели сделать свой мотор. У харьковчан была идея, согласно которой нужно было создать дизельный двигатель мощностью, не уступающей тогда имеющимся Газо-Турбинному Двигателю 1250. Проект получил обозначение Объект 478Б.
Работа шла медленно, но упорно. В итоге – в 1986 году был показан финальный прототип, который незадолго после доработали и пустили в серийное производство в Харькове под обозначением Т-80УД.
Его главной «фишкой» стал дизельный мотор мощностью 1000 лошадиных сил с обозначением 6ТД, который много раз дорабатывался. Таким образом украинский Т-80 стал более дешёвым для СССР в плане снабжения, из-за отсутствия острой необходимости керосина.
Первые машины сошли с конвейера в 1987 году.