Найти тему

Памятники Отечества

Северная фиваида в прошлом и настоящем

Место о которой идет речь, названа " Русской Фивадой на Севере"- по аналогии с египетской пустыней, где селились когда- то основатели раннехристианского отшельничества. Поэтическое сравнение указываетна многочисленность монастырей Белозерского края на северо- востоке бывшей Новгородской губернии.Белозерье- коренная российская земля. Впервые летописец назвал ее в связи со сказанием о признании Руси князя Рюрика, относящимися к 862 году. Свой след в отечественной истории оставило и самостоятельноеБелозерское княжество, расцвет которого падает на конец Хlll века.Став зависимым от Москвы еше при Иване Калите, Белозерье при князеДмитрии Донском мирно вошло в состав московского государства и стало его надежной северной опорой.

Бывший уездный центр Белозерск справедливо считается однимиз самых колоритных и симпатичных провинциальных городов Русского Севера. Огромные земляные валы древнего кремля, каменные храмы XVI- XVII веков с древними иконами и церковной утварью высочайшего художественного достоинства, любопытная гражданская застройка прошлого векаи, конечно, потрясающие закаты на Белом озере останутся в памяти каждого,кто хотя бы раз побывал здесь.

Начало Северной Февоиде положили московские монахи, преподобные Кирилл и Ферапонт. В глухом лесистом краю они основали в конце XIV века Кирилло- Белозерский и Ферапонтов монастыри, ставшие вскоре очагами христианской культуры и центрами жизни Белозерья и Русского Севера в целом. Эти наиболее известные северные русские монастыри дошли до наших дней в почти неискаженном виде.

В отличие от великой северной крепости - Кирилло- Белозерского монастыря - монастырь преподобного Ферапонта прячется среди лесов и озер, вдали от торговых и водных путей. Его храмы кажутся созданными самой природой.

-2

Кроме Кириллова и Ферапонтова монастырей Русскую Фиваиду на Севере представляли известная аскетической замкнутостью и книгописанием Нилова пустынь на речке Соре, Горицкий монастырь на Шексне, слывший местом заточения знатных русских женщин, Новоезерский монастырь на маленьком острове посреди озера Нового и ряд мелких, исчезнувших в разные годы, обителей и скитов.

Но не только обилие монашествующих отличало Северную Фиваиду от других уголков дореволюционной России. Городской уклад и сельский быт был отмечен печатью удивительного патриархального покоя. Об этом сообщали многие русские путешественники, посещавшие этот край в далеком уже прошлом. О том же говорят и архивные фотографии столетней давности. Они переносят нас в обстановку совсем иной жизни, иного мироощущения, когда местного торговца, ремесленника и крестьянина не покидало чувство уверенности в завтрашнем дне, желание работать на себя, на своих детей и внуков.

Пока в Кириллов и Ферапонтово не провели асфальтированного шоссе от областной Вологды, этот затерянный среди болот район считался совсем глухим углом. Добирались сюда по воде- по Волге и Шексне через Рыбинск и Череповец, да и то лишь до Кириллова, а в Ферапонтово шли пешком по разбитой проселочной дороге, в лучшем случае тряслись на телеге. Несмотря на это, с давних пор Кирилло - Белозерский и Ферапонтов монастыри, как магнит,притягивают любителей русской старины.