Написать эту статью меня побудила одна фейсбучная беседа. Некая либеральная дама пыталась меня убедить, будто в России процветает патриархат. По её мнению, если «муж зарабатывает, а она нет-это и есть патриархат».
Что ж, ситуация, когда мужчина платит женщине за секс, оптом или в розницу – это не патриархат. Это явление называется другим словом на букву «П».
А в современной Российской Федерации нет объективных условий для становления и развития патриархального общества.
Патриархат стоит на трёх китах:
1 Физический труд как основа экономики;
2 Многочадие;
3 Собственность.
Ни того, ни другого, ни третьего мы в современной Российской Федерации не наблюдаем.
Начнём с приятного. Сейчас в развитых странах доля физического труда сокращается. Причём как в «большой» экономике, так и в семейном хозяйстве. Коренные изменения произошли меньше чем за столетие. Ещё в первой половине XX века мужчины выполняли массу работ, недоступных женщинам по объективным причинам: среднестатистическая женщина физически слабее среднестатистического мужчины. И, да не обидятся на меня феминистки, но ценность «мужских» работ была объективно выше. Мужчина может сварить кашу и испечь хлеб (а до того сжать и обмолотить зерно, и выполнить весь предшествующий цикл сельскохозяйственных работ). А вот запасти дров и сложить печку, где будет вариться каша, а до того построить дом, где будет стоять печка – это женщине не по силам. Что самое интересное, от женщин никто и не требовал таких подвигов. От женщины требовалось иное: рожать и воспитывать детей, а по дому вести фактически вспомогательные работы. А в патриархальных мужчинах ценились такие качества, как физическая сила, выносливость, смелость, смекалка, сдержанность в выражении чувств. Эти качества воспитывались с малолетства, потому что они были необходимы для выживания. Потому что труд мужчин буквально всех сословий был физически тяжёл и часто опасен.
Технический прогресс разрушил традиционную модель общества. Сейчас мужчине, чтобы быть социально успешным, не обязательно быть мужественным, а женщина вполне может комфортно прожить без опоры на «хозяина» и «самого», как наши прабабушки называли наших прадедушек.
Движемся далее. Патриархат неразрывно связан с многодетностью. Многодетная семья не может не быть патриархальной. Строгий, но справедливый Отец, глава большой семьи – фигура хрестоматийная. Менее чем сто лет назад многодетность была экономически обоснована и общественно одобряема. В наши дни ситуация изменилась с точностью до наоборот, а значит, и роль Отца с большой буквы девальвировалась. Властный патриарх, распоряжающийся полудюжиной детей и целым выводком внуков – вызывает уважение, истеричный царёк «нуклеарной» семьи – нелеп.
И третий фактор – собственность. Священная, неотчуждаемая и наследуемая.
В первую очередь – собственность на землю.
Экономическая основа патриархата – поля, стада, семейная ферма, прадедова мастерская или родовой замок.
В современной Российской Федерации с земельной собственностью – полное и беспросветное увы.
Советские люди, до сих пор составляющие большинство населения РФ, были нищими. Даже в полусытые брежневские годы граждане не могли иметь в собственности землю и недвижимость. Да, они «получали» в условно-бессрочное пользование квартиры, садовые участки («дачи») и сельские усадьбы. Но не имели права их продавать, сдавать в аренду или завещать.
Почему? А потому что земля была «народная».
«Земля, её недра, воды и леса, согласно ст. 6 Конституции СССР, являются государственной собственностью, т. е. всенародным достоянием. Основой земельного строя в СССР является национализация земли, осуществлённая в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции».
Точка.
После великой геополитической катастрофы (тм) ситуация с собственностью на землю изменилась незначительно. Начальство по-прежнему может отобрать у растерянного обывателя его священное и неприкосновенное владение. В лучшем случае, бросив ему грошовую компенсацию. Ближайший пример – «ночь длинных ковшей» в Москве, когда выяснилось, что десятки магазинов, годами исправно оплачивавших аренду и коммунальные услуги, являются «самостроем», а потому подлежат сносу.
Сюда же относятся изъятия участков для возведения спортивных объектов по «олимпийскому закону», а также многочисленные случаи, когда застройщики, аффилированные с властями, заставляют мелких собственников продавать участки по бросовым ценам под угрозой расправы.
Миллионы россиян, потомков нищих и бесправных совков, либо не владеют собственностью вовсе, либо имеют никак не защищённые законом клочки и крохи. Экономическая база для развития «патриархата», мягко говоря, скудная.
Но и у тех, кто за рыночные десятилетия нагулял кое-какой жирок, положение не лучше. Количество разводов в России немногим уступает количеству регистрируемых браков. При этом разведённая жена не подвергается социальному остракизму, особенно если развод, как часто бывает, произошёл по её инициативе (объяснение можно придумать любое – пил, бил, изменял, не удовлетворял, лежал в трениках на диване перед телевизором и наливал пузо пивом вместо того, чтобы заработать ещё денег для семьи, и т. д.). Раздел «совместно нажитого имущества» обычно происходит так, что «глава семьи» отдаёт изрядную часть своей собственности бывшей хранительнице бывшего очага. А если в семье родились дети, то после развода они в 99% случаев остаются с мамой, которая получает с несостоявшегося «патриарха» от четверти до половины его дохода.
Как-то совсем непатриархально, вам не кажется?
Резюме. В Российской Федерации нет и не может быть условий для становления патриархального общества. Отдельные семьи и этносоциальные группы могут жить по патриархальным законам. Но в обществе в целом происходит становление других форм семейного сожительства. Это нуклеарная семья (причём всё чаще это не «мама-папа-я», а «мама, я и очередной папа»), «последовательная полигамия» (несколько устойчивых браков в течение жизни) и пока ещё экзотичная для наших краёв полиамория.
Это не плохо и не хорошо – это факт. Не будем забывать, что патриархальное общество – это не только непререкаемая власть для одних и защищённость для других. Это ещё и масса обязанностей и ограничений. Готовы ли изнеженные современные люди нести груз, который считали естественным их не очень далёкие предки? Ответственно управлять родом, уметь делать по хозяйству чуть более, чем всё, воспитывать многочисленных детей и отвечать за них не перед ювенальной юстицией, а перед жизнью, и не иметь права на слабость? А для женщины – вести хозяйство, беспрекословно слушаться «самого» и учить детей подчиняться отцовской воле?
Ответ очевиден…
Впрочем, большинство из нас никогда не встанет перед таким выбором.
«Зато мы делаем ракеты», без дрожи входим в кабинет стоматолога, занимаемся сексом без обязательств и можем на каникулах слетать на сёрфинг на Гавайи или на сафари в Танзанию. У каждой эпохи – свои преимущества.
Чтобы добиться успеха, надо жить в действительности, а не ратоборствовать с ветряными мельницами «патриархального сексизма». Его не существует.
___________
При оформлении статьи использованы фото с сайтов ostrnum.com и womo.ua.