Ежегодно в нашей школе проходит производственная практика, которая обычно и завершает учебный год. задача практики - дать детям возможность применить свои знания, умения и навыки на реальных объектах.
В числе объектов, созданных нашими детьми: роспись спортивно-игровой площадки детского дома, роспись ограды городского соснового сквера, роспись кабинок на городском пляже, роспись входной группы в детском саду, внутренние росписи в детском туристическом клубе и спальне в детском саду № 48, а также роспись объемных объектов для городских праздников и прочее.
С легкой руки наших ребят ученики и учителя других художественных школ также вовлеклись в украшение родного города и количество красивых разноцветных стен в городе растет.
И, что вполне естественно, после выполнения каждого объекта появляется масса предложений, чтобы "ваши дети порисовали у нас".
Все эти предложения я рассматриваю, но большинство из них... да, вежливо отклоняю.
Увы, не все понимают почему. Что печально, очень часто инициаторами таких предложений частенько бывают родители учеников.
Почему нет? Почему "мои дети не придут и не порисуют"? За просто так, за спасибо или "за ну. конечно, какое-то вознаграждение" Ведь "им все равно нравится рисовать, почему бы и нет"?
С самого начала ученики нашей Школы обучаются с мыслью, что то, чем они занимаются - серьезный труд, что каждая их работа - шаг вверх, ступенька в их обучении. Выполняя роспись, они сперва работают над заготовками, эскизами, иногда над общей концепцией, часто предварительно изготавливаются шаблоны и трафареты. Сама работа над росписью всегда труд в достаточно сложных условиях: стоя на стульях, лежа на полу, в жару под солнцем, в ветер, когда краска из баллонов может задуть на лицо. Работу мы стараемся выполнить в один-два дня интенсивного труда, в течение нескольких часов.
Да, безусловно, потом и по окончании работы все это вспоминается с удовольствием, тем не менее это достаточно тяжелый детский труд. Оправданием и оплатой которого могут быть полученные знания или чувство удовлетворения от хорошо выполненного доброго дела, ну или достойная оплата. Какой должна быть в данном случае оплата? Чаще всего безусловно подразумевается заказчиком, что оплата должна быть ниже, чем оплата за такую же работу взрослому. Но почему, если качество не всегда уступает работе взрослого? И даже если и уступает, затрата сил ребенка в данном случае не меньше, чем затрата сил взрослого, а, может, и больше. Справедливо ли обойтись кульком конфет? Парой баллонов газировки?
Почему заказчик хочет, чтобы именно дети выполняли эту работу? Печально, но не из заботы об этих детях, и не из желания получить что-то необычное и яркое,. Тупо из экономии. Даже те же родители, осознавая, что их собственный ребенок не станет в одиночку разрисовывать их гараж, забор на приусадебном участке, кафе (было и такое!), почему-то думает, что учителя с радостью приведут туда "друзей его ребенка" и те "весело и быстро, и с удовольствием" это сделают.
Мало того, даже инструмент и материалы в этом случае предполагается школьный или из серии "у меня оставалась там банка старой нитрокраски".
Вообще в целом обычно любители такой "халявы" очень мало думают и о качестве материалов, от которых зависит качество работы, ни о технике безопасности. К примеру, однажды нам предлагали расписать даже трехэтажную стену детского учреждения. Это, конечно, было бы очень соблазнительно в творческом плане. Мне лично, как художнику это очень интересно. Но как художнику, это не закажут - дорого, а вот как руководитель детского учреждения не подумала, что никто не позволит детям работать на лесах, даже подросткам.
Тогда за какие объекты мы беремся? Первый наш объект был полностью благотворительным. Даже деньги на краски собирали родители учеников. "Сделаем ярче жизнь наших ровесников, которым повезло меньше, чем нам" - такой был девиз:)
В остальных случаях мы тоже стараемся браться за что-то вдохновляющее, доброе, делающее город лучше, плюс новый опыт (например рисование на фактурной поверхности, рисование на объемном объекте, внутренняя роспись помещений разной функциональности), плюс готовность какой-то общественной организации закупить материалы и инструменты, плюс малые финансовые возможности заказчика.
Не нужно считать детей слепыми, глупыми или наоборот жадными, не способными на альтруистические порывы. Дети - абсолютно такие же люди, их труд - такой же труд.
Что еще хочу добавить в заключение, из опыта уже не нашей Школы. Росписи усилиями детей становятся и в городе и в других местах довольно популярными, однако, очень часто при их проведении организаторы совершают несколько ошибок.
1. Росписи превращаются в нагрузку на школу, становятся обязаловкой. Чаще всего в этом случае роспись делают сами учителя, выдавая это за работу детей. С одно й стороны им это легче, но какой в этом смысл?
2. Росписи полностью отдаются на откуп детям. Из серии: рисуйте хоть что. Извините, но в этом случае, все что вы получите - замаранная стена. Можно сделать хорошую роспись даже не с подготовленными детьми, например, на детском празднике, но для этого требуется недюжинная подготовка. Чем менее подготовлены дети., тем серьезнее подготовка. Жесткая тема, размеченные области, распределение обязанностей каждого, эскизирование - без этого хорошей работы не будет. Пустые надежды.
3. Работа навешивается на 2-3 способных детей. В этом подходе есть свой плюс: 2-3 способных ученика в состоянии сделать хорошую роспись, единую, интересную. И такой опыт есть даже в нашем городе. Но вот труда в этом случае с их стороны потребуется очень много. Так что не поскупитесь с вознаграждением. Если ребята сами рисуют граффити они сами и берут на себя риски, они сами получают свои бонусы от этого. Но если заказчик - школа, город, взрослые, то они и играть должны по взрослому - обязательно оплачивая труд.