Найти тему

Новые правила постановки иностранных граждан на миграционный учёт

В июле 2018 году вступили в силу поправки в миграционное законодательство, в частности изменились правила постановки иностранных граждан на миграционный учёт по месту временного пребывания. Изменения коснулись Федерального закона №109 «О миграционном учёте».

При постановке иностранных граждан на учёт по месту пребывания теперь действуют новые, более жёсткие правила и требования. Основные перемены затронули само понятие о месте пребывания иностранного гражданина.

Согласно внесенным изменениям пункт 4 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) изложен в следующей редакции:
«4) место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее – место пребывания) – жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;».

Изменения затронули понятие пребывания иностранного гражданина по адресу организации — наиболее сложное и спорное. Если понятие о месте пребывания в качестве жилого помещения практически не изменилось, то место пребывания, в качестве которого фигурирует адрес организации, может являться адресом регистрации только в том случае. если иностранный гражданин является работников указанной организации, что подтверждается действующим трудовым договором, и уведомлением установленной формы со стороны организации, направленном в адрес миграционной службы.

Важным моментом является наличие у организации, которая в данном случае выступает в качестве принимающей стороны, помещения, в котором действительно согласно санитарным и иным нормам возможно проживание, то есть наличие у организации именно жилого помещения.

2. Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

Данные законодательные меры в первую очередь направлены на борьбу с лицами, которые предоставляют так называемые услуги по регистрации. Начиная с момента вступления в силу поправок в ФЗ №109, иностранный гражданин, зарегистрированный по адресу юридического лица, должен также иметь трудовой договор с данным юридическим лицом. Организация, регистрирующая по своему адресу иностранного гражданина, обязана взять этого гражданина на работу. При этом у организации должно иметься в распоряжении жилое помещение, по адресу которого действительно возможно проживание.

«3. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, об адресе организации в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.».

Если эти условия не соблюдены, и если юридическое лицо не оповестит в установленные законодательством сроки миграционную службу о заключении договора с иностранным гражданином и о предоставлении этому же гражданину жилого помещения для проживания, то постановка на миграционный учёт по адресу организации не будет соответствовать действующему законодательству со всеми вытекающими проблемами как для организации, так и для иностранного гражданина.