В 2016 году производитель легендарных кедов Vans праздновал 50-летие со дня основания компании. К этому событию производитель выпустил линейку обуви под названием Anaheim Factory. Она посвящена первой фабрике Vans в калифорнийском городе Анахайм, с которого начиналась история бренда.
Отец-основатель
В числе основателей марки Vans обычно указывается четыре человека, но ключевая роль принадлежит одному – Полу Ван Дорену. Его мать работала на обувной фабрике и не хотела, чтобы ее предоставленный сам себе сын вырос бездельником. Так 14-летний Пол начал ходить на работу вместе с матерью. Парень отлично зарекомендовал себя, поэтому уже к 20 годам оказался заместителем директора обувной фабрики Randy’s в Бостоне – именно там он еще подростком начал свой трудовой путь. В 1960-е годы компания Randy’s входила в тройку крупнейших производителей обуви в США.
От кризисного менеджмента к своему делу
Несмотря на общие успехи Randy’s, далеко не все ее подразделения, разбросанные по огромной стране, приносили компании прибыль. Пол Ван Дорен вместе с братом Джеймсом и Гордоном Ли были направлены в калифорнийский город Гарденваль, где им поставили задачу разобраться с местной убыточной фабрикой.
Трое молодых людей за 8 месяцев работы не только решили проблемы с долгами филиала, но и подняли его показатели настолько, что он превзошел главную бостонскую фабрику. Столь успешный вывод из кризиса обувного предприятия привел Пола и его помощников к закономерной мысли о запуске собственного производства. Троица пригласила присоединиться к ним Сержа Делию, который возил в Штаты японскую обувь, и решила основать компанию Van Doren Rubber Company.
Местом для размещения фабрики был выбран город Анахайм, штат Калифорния. Официальное открытие Vans Anaheim Factory назначили на январь 1966 года, однако реализация проекта немного затянулась. В результате фабрика Vans начала работать 1 марта 1966 года. 16 марта при производстве был открыт первый магазин марки, и в тот же день он продал двенадцать пар обуви.
Как происходили первые продажи
В начале работы Vans Anaheim Factory не имела запасов денежных средств, поэтому производство и продажи организовывались в режиме жесткой экономии. В магазине на прилавках лежали образцы моделей обуви. Покупатели при визите заказывали себе подходящую модель, выбирали цвет и размер. За готовым товаром они приходили на следующий день. Работа по заказу на первоначальном этапе была наиболее разумным решением.
Упоминавшиеся уже первые 12 покупателей приходили в магазин трижды. В первый день они заказали обувь, и во второй пришли забирать ее, но у представителей фабрики Vans не оказалось денег для сдачи. Тем не менее, обувь заказчикам была отдана, и их попросили занести оплату завтра. Деньги на следующий день принесли абсолютно все.
Так без больших затрат компания быстро стала прибыльной, и через полтора года у нее уже работало 50 торговых точек – по одной на каждый штат. Модельный ряд расширялся, появилась обувь для женщин и детей. У продукции Vans было три слагаемых успеха: доступность, современный стиль и хорошее качество.