МИД России может рассказывать что угодно, но в Центральной Азии себя четко обозначил новый (он же старый) игрок – США. Сразу после избрания президент Дональд Трамп позвонил президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Своим звонком он дал понять всем лидерам Центральной Азии, что видит регион в сфере своих интересов.
Сегодня, 23 июля, в столице Узбекистана проходит очередное заседание рабочей группы по безопасности формата сотрудничества «Страны Центральной Азии – США» (С5+1).
«Представители Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и США обсудят актуальные вопросы региональной безопасности, борьбы с терроризмом и противодействия насильственному экстремизму», – сообщила пресс-служба МИД Узбекистана.
Данный формат «С5+1» действует с сентября 2015 года. МИД России остается только констатировать сам факт внешнеполитического взаимодействия.
«Мы не имеем ничего против того, чтобы наши центральноазиатские соседи имели максимально широкий спектр внешних партнеров. Исходим из того, что эти отношения будут в полной мере уважать те обязательства, которые между нами существуют. Однако мы слышим о желании США несколько злоупотребить этим форматом и продвигать идеи, которые имеют отношение к тому, что еще при прежних администрациях называли проектом Большой Центральной Азии», – заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Россия не участвует в данном формате даже в качестве наблюдателя. Остается только комментировать.
«Уверен, что если это так и если подобные замыслы будут продвигаться нашими американскими коллегами на встречах с центральноазиатскими друзьями, то все они будут видеть ущербность подобных попыток, которые собственно продиктованы не интересами экономического развития, а чисто геополитикой», – уточнил Лавров.