Автор текста - Иван Афанасьев.
Бывает такое кино – как домашний кот. Пушистое, уютное, погладишь его – и оно мурчит в ответ. В последнее время таким «мягким» кинематографом радуют обычно бывшие довольно мрачными немцы – в прошлом году на ММКФ был представлен фильм «Тони Эрдманн», одна из самых неожиданных и крутых картин прошлого года, которая заставила многих зрителей взглянуть на проблему отцов и детей под новым углом. В этом фильме снималась очаровательная Сандра Мюллер, немецкая актриса, лауреат Берлинского фестиваля за фильм «Реквием» и одна из любимиц немецкого кино. И, кажется, становится хорошей традицией привозить на Московский кинофестиваль фильмы с ней – в этот раз речь идёт о «Между рядами».
Обычный немецкий универмаг. Главный герой – простой шепелявый парень, правда, с необычными татуировками на теле по имени Кристиан (восходящая звезда немецкого кино Франц Роговский, недавно отметившийся запоминающимися ролями в «Виктории» Себастьяна Шиппера и «Хэппи-энде» Михаэля Ханеке). Он устраивается в качестве работника ночной смены и заводит дружбу с напарником, взрослым мужчиной по имени Бруно (прекрасный немецкий актёр Петер Курт, недавно вы могли его видеть в «Рае» Андрея Кончаловского). Постигая дзен работы «между стеллажей» и особенности управления погрузчиком, Кристиан знакомится с красавицей Марион (собственно, неподражаемая Сандра Мюллер), которая явно испытывает к нему симпатию – но что-то мешает ей ответить ему взаимностью на его неловкие ухаживания.
Режиссёр острого и хлёсткого триллера о детской жестокости «Подростковый страх» Томас Штубер не первый раз появляется на Берлинском кинофестивале. Но впервые в своей не слишком богатой биографии он делает комедию, причём абсолютно бытовую, на манер фильмов Аки Каурисмяки (особенно часто в процессе просмотра в голову приходит его «Девушка со спичечной фабрики»). По большей степени (за исключением нескольких сцен), дальше универмага и подсобных помещений сюжет не продвинется – как говорит главный герой, «уходя из магазина, мы как будто засыпаем, чтобы наутро проснуться и начать работать».
В этом и заключается прелесть фильма – перед нами предстаёт среднестатистический крупный продуктовый магазин в качестве отдельной, обособленной экосистемы, пускай это и несколько шуточное сравнение, которое задают сами герои: «вот тут у нас отдел сладостей – он ведёт дружественную войну с отделом рыбы и заморозок, а в консервах нет своего погрузчика...». И в этом замкнутом ареале разворачивается история невинной любви двух совершенно обыкновенных людей, которым не хватает чего-то – смелости, наглости, или же просто времени – чтобы узнать друг друга поближе. Или же у них есть свои тайны? Почему у главного героя, Кристиана, на теле странные татуировки, похожие на тюремные? В чём причина его молчаливости? Почему Марион флиртует с ним, но при этом не подпускает его ближе?
В этой бытовой тайне двух людей, которые явно нравятся друг другу, скрыта и главная, очень простая интрига фильма – сойдутся герои в итоге или нет? И путь развития их взаимоотношений, как и в жизни, протекает через рабочие будни – режиссёр многократно запечатлевает рутину ежедневного труда, которая начинается с того, что Кристиан автоматическими движениями надевает рабочую форму. И в этой рутине рождаются настоящие чувства, которые должны пробиться через быт и монотонность.
В этом и есть простая философия фильма. Он на самом деле прост, как две копейки, и про такое кино даже не хочется обычно ничего говорить – его нужно просто смотреть и получать от этого удовольствие, тем более что юмор в фильме, при всей своей простоте, настолько тонок и изобретателен, что в процессе просмотра можно ещё и хорошенько посмеяться. Тем не менее, стоит отметить сразу, что фильм всё-таки во многом гораздо больше драма, чем комедия – особенно зрителя может ввести в ступор откровенно неожиданная и немного печальная концовка, которая, впрочем, не могла быть иной в этом фильме, чтобы не превратить его в голливудские сопли. Ведь в жизни тоже не всегда бывает всё счастливо в конце – главное, что всегда остаётся надежда. Об этом и есть «Между стеллажей» - фильм о том, как люди верят в лучшее, даже оставаясь белками в колесе бесконечного быта.