Найти тему
Планета Беларусь

В Пружанах теперь каждый турист сможет стать гончаром

Надежда Суслова, planetabelarus.by

Пружаны — очаровательный небольшой городок, где сохранилось несколько интересных архитектурных памятников:  усадьба, костел Вознесения Девы Марии, православный собор Святого Александра Невского и торговые ряды. Все эти объекты были построены в XIX веке. Именно они и привлекают в Пружаны туристов. Но недавно в городе появилась новая аттракция.

Она создана в рамках инициативы «Возрождение аутентичного ремесла керамики как катализатора развития камерного туризма на Пружанщине».

Как это выглядит, представители СМИ  увидели в музее-усадьбе «Пружанскі палацык», живописном и популярном среди туристов месте, прекрасно «вписанном» в тенистый парк. Здесь, во флигеле, и  была создана гончарная мастерская по изготовлению черноглянцевой (или задымленной) керамики, характерной для Пружанского района.

-2

Юрий Зелевич, директор музея-усадьбы, рассказал, что история гончарства на Пружанщине насчитывает почти 600 лет. Появилось оно благодаря королеве Боне Сфорца, которая либо привезла сюда мастеров гончарного дела, либо организовала обучение местных умельцев именно этой технологии.

В середине XIX  века в Пружанах проживало 150 гончаров, которые сохраняли традиционные черты гончарных изделий, присущую им архаичность, оставшуюся от эпохи неолита. А к началу XX столетия их число выросло до 250. Более 40 семей поколениями занимались этим видом ремесла в районе.

Благодаря местным краеведам удалось по частям собрать старинные технологии чернения или дымления керамики.  Гончарные изделия из Пружан сегодня можно встретить в крупнейших европейских столицах. По словам Юрия Зелевича, гончары производили, в основном, посуду. Это были кувшины и «гарляки» для молока, «макотры» для растирания мака, «жбаны», «дуршлаги», «слоики», «мисы», «мялачки» для толчения картофеля, «спарышы», «трайники» и «бабошки» для приготовления бабки, «буньки» для воды. Вся эта утварь пользовалась большим успехом на базарах и ярмарках. Все изделия изготавливались из местной глины, на простейшем домашнем оборудовании под названием «крух». Особенность такой посуды в том, что она не покрывалась глазурью, но украшалась декором в виде вертикальных и косых полосок, ромбов. Старинная технология задымления не менялась веками и вполне может быть освоена и сегодня. «Фишка» заключалась в том, что незадолго до завершения процесса обжига в печь забрасывали щепки (например, от ели или от сосны), которые давали много дыма и копоти, после чего печь закрывали наглухо. Из-за отсутствия кислорода топливо разлагалось, и проникало в глину, окисляли ее и чернили, осаждая «смоль и копоть».

С годами, как это часто бывает, гончарное ремесло потеряло свою актуальность. В 1947 году в Пружанах была организована артель, но через три года она распалась. Последним умельцем, посвятившим всю жизнь традиционному для здешних мест гончарному искусству, был мастер Антон Токаревский (1904-1984 гг.) Нельзя сказать, что попытки реанимировать старинный промысел ранее не предпринимались. Но успехом они не увенчались. Возможно, теперь традиционное гончарство получит новое дыхание: по проекту ЕС/ПРООН «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь» закуплены два гончарных круга, выставочный стеллаж, глина. Гончарная мастерская, открытая во флигеле музея-усадьбы, предоставляет возможность заинтересованным местным жителям получить необходимый минимум знаний и навыков для создания этого вида керамики и стимулирует самозанятость.

-3

Во время экскурсии по залу керамики, где экспонируются  работы керамистов по результатам работы керамического пленера «Буслянка» в д.Залесье, мы смогли увидеть, что восстановить интерес к забытому производству вполне реально, и убедиться, что сами изделия весьма привлекательны и оригинальны.

Затем мастер Виталий Романовский провел для  гостей мастер-классе по гончарному делу.

Аналогичные мастер-классы, по задумке организаторов, будут проводиться и для туристов. Более того, они смогут самостоятельно вылепить для себя «сувенир» — горшок или какое-то другое изделие, а затем забрать его с собой. Эту аттракцию уже апробировали на группе байкеров, побывавших в Пружанах.   

А своеобразной вишенкой на торте стала для представителей СМИ (а впоследствии станет и для туристов) фотосессия около (или на) открытом недавно необычном арт-объекте: бетонной скамье, украшенной мозаикой. В центре композиции  – гончарный горн, стилизованный под птицу с распростертыми крыльями, и солнце.

-4

Идея арт-объекта принадлежит пружанской керамистке Наталии Грицко. А установлена скамья в память о потомственном гончаре Антоне Токаревском.

Справка. Финансирование инициативы от Европейского союза составило 12 856 евро. Софинансирование – 1 806 евро.

Хотите знать все о путешествиях по Беларуси, подписывайтесь на канал planetabelarus.by в Яндекс Дзен