Воспитатели и родители воспитанников самаркандской школы-интерната №64 для мальчиков пожаловались СМИ на систематические избиения и пытки детей сотрудниками, директором и его заместителями, а также на психологическое давление, принуждение к тяжелому физическому труду и плохие условия содержания. Материал об этом опубликовала 23 июля «Gazeta.Uz».
По ее сообщению, в спецшколу попадают несовершеннолетние преступники, дети от 11 до 16 лет, со сложным характером, состоящие на учете или отличающиеся агрессивным или иным антисоциальным поведением, и администрация перевоспитывает их с помощью побоев и пыток. Как утверждает бывший сотрудник интерната, работавший здесь с 2008 года, в его присутствии администрация напивалась, подвешивала детей за руки к боксерской груше и избивала их. «Я был свидетелем избиения Арслана Асламова из Навои, а также сироты из дома милосердия Алексея Хайтуна. Их били в паховую область, чтобы оставить их без будущего рода», — сообщил он.
По его словам, детей, которые употребляли насвай, заставляли его глотать, и однажды по ошибке дали насвай Шахзоду Жамолову из Навои, который вообще раньше не употреблял табак, из-за чего у него начались судороги. Скорую помощь ребенку не вызывали, ограничившись промыванием с помощью клизм.
Мать одного из пострадавших, Мухаббат Мирзаева, рассказала, что 19 июня ее 12-летнего сына Элмурода избили сначала племянник директора школы Шерзод Очилов, работающий воспитателем в вечерней смене, а затем лично директор Шухрат Садинов. Элмурод прежде учился в Ташкенте, но часто пропускал занятия, мешал учителям, ссорился и дрался с одноклассниками. Четыре года он посещал семь других школ, и везде жаловались на его агрессивное поведение. 30 марта Сергелийский районный суд по уголовным делам определил его в интернат.
Об избиении мать узнала от одной из воспитательниц дневной смены, работающей здесь больше 10 лет, которая сфотографировала побои и взяла у мальчика письменное показание, где, в частности, говорится: «У меня синики на руке, на лице и на жопе». Как следует из письменных свидетельств подростка, это было наказанием за драку с мальчиком из второй группы, причем директор избил обоих участников драки.
По словам Мирзаевой, допрос происходил так: «Директор увидел синяк у него на лице, позвал к себе в комнату, спросил, кто его побил. Мой сын ответил: Шерзод-ака. Директор ударил его и повторил вопрос. Мой сын, не понимая, что происходит, снова ответил, что это был Шерзод-ака. Шухрат Садинов снова его бьет. Это продолжалось до тех пор, пока не вошел сам Очилов и не сказал: „Тебя дети побили, а не Шерзод-ака“». Родители утверждают, что дети запуганы и отказываются рассказывать о случившемся проверяющим комиссиям.
Воспитательницу, которая задокументировала побои, руководство попыталось уволить, но она пригрозила скандалом, и ее оставили в должности. Вечерняя смена, по ее словам, обращается с детьми очень грубо. «Недавно один из психологов избил мальчика шлангом. Когда ему указала на синяки, он сказал, что ничего не видит, это просто загар», — рассказала воспитательница. Она заявила и подтвердила фотографиями, что воспитанников принуждают к тяжелому физическому труду, например, разбивать кувалдой бетон, просеивать его через железное сито, собирать кирпичи.
Дети часто сбегают из интерната, а когда их возвращают, они угрожают покончить самоубийством. Попытку суицида предпринял сбежавший из школы Бехруз Хамдамов, дело которого теперь расследует прокуратура Бухарской области. «Когда я ему сказал, что отвезу его завтра обратно в школу, он сбежал в парк и пытался там повеситься. Его вовремя обнаружили милиционеры. Оказалось, что моего сына избивали, они пришел с открытым шрамом на голове. Кроме того, его очень сильно запугали, оказывая психологическое давление, из-за чего он убежал из школы и добежал от Самарканда до Каттакургана (примерно 70 км. – Прим. «Ферганы»)», — сообщил отец Баходир Хамдамов.
По словам бывшего воспитателя, помимо директора Садинова и помощника воспитателя ночной смены Очилова, в пытках принимали участие заведующий учебной частью У.Шукуров, заместитель директора по просветительской работе Э.Ворисов, заместитель директора по воспитательной части Ж.Кучкаров, старший воспитатель Зухриддин, воспитатель ночной смены Ф.Рузикулов. Все они являются близкими друзьями или родственниками директора.
Получить комментарий директора не удалось, а его заместитель Кучкаров заявил, что мальчики не привлекаются к физическому труду, а только посещают кружки. Он подтвердил, что в интернате учатся агрессивные дети, которые не могут контролировать себя во время приступов гнева. Сейчас там 110 воспитанников, из которых в школе находятся 79, остальные, по его словам, отправлены на каникулы за хорошее поведение.
Сотрудники интерната, попытавшиеся жаловаться на руководство в виртуальную приемную президента Узбекистана, констатировали неэффективность этой системы, которая переправляет жалобы в те инстанции, на которых они написаны, то есть к директору спецшколы.
«Виртуальная приемная» главы государства, предлагавшая населению рассказывать о своих проблемах, была открыта в сентябре 2016 года вскоре после того, как Шавкат Мирзиёев стал исполнять обязанности президента республики. После этого аналогичными сайтами обзавелись главы министерств и другие чиновники, но, как отмечают обращавшиеся туда граждане, большинство ответов представляют собой отписки и не помогают в решении проблем.