Вот вы наверняка до сих пор сидите и негодуете: как же так вышло, что Кими в Баку-2016 влепили пять секунд за пересечение линии на въезде в боксы, а Льюису сейчас – нет? Хотя он не то что линию пересек, а нехило так, внаглую, вспахал газон. Ответ на этот вопрос есть, и даже два.
Тот самый момент.
Держите первый, официальный от стюардов: дело было под сейфти-каром, опасности ни для кого не представляло, и вообще – команда и пилот сразу же покаялись. Понятно, что такие слова могут только разозлить всякого, кто радеет за соблюдение буквы закона. «Вы что, не видите, что Люсе подыгрывают?» – а дальше следует фестиваль примеров жесткого спорного судейства. От Ферстаппена в США до Сироткина в Монако и Азербайджане: вон, их за мелочи наказали, а Хэма за такой вот демонстративный вояж – нет. Возмутительно! Мысль понятная. Так обычно и бывает, когда человеку срочно надо превратить обычный гнев в праведный.
Тогда держите второй ответ, про последовательность принятия решений. Видите ли, умные люди подняли статистику и выяснили, что с 2011 по 2017 годы зафиксировано 22 похожих нарушения, но штрафы были выписаны лишь за четыре из них – только в тех случаях, когда перед гонкой отдельно оговаривалось, что линию пересекать вот совсем, никак, вообще нельзя. Остальное прощалось, несмотря на нарушение спортивного регламента. Точнее, каралось предупреждениями или денежными штрафами.
Да, к судьям все равно есть претензии: за 15 кругов они даже не удосужились взять инцидент на рассмотрение, и вызвали Хэмилтона на ковер только после церемонии награждения. Но здесь же кроется и третий ответ на изначальный вопрос! Отбирать победу уже после вручения кубка, обливаний шампанским и раздачи интервью – очень непопулярная мера, на которую принято идти только при совсем уж серьезных обстоятельствах.
А их на этот раз не было. Ведь в том, чтобы первое место досталось другому гонщику, не была заинтересована ни его команда, ни, кажется, он сам.
Да, Боттас попытался было атаковать напарника на рестарте, но в Mercedes быстро рассудили, что одна попытка – это максимум допустимого в той ситуации, когда две машины возглавляют гонку, под колесами скользкая трасса, а первый пилот собирается (опять) вернуть себе лидерство в чемпионате. И давайте совсем честно: неужели Тото Вольфф сотоварищи в этом неправы? Неужели вы (ага, вот лично вы) в этой ситуации сказали бы по радио: «Валттери, давай, сделай его»? Неужели, раз сама команда однозначно решила судьбу победы, а гонщики с этим согласились, вердикт судей хоть кого-то волнует?
И вообще, если вы собираетесь запомнить Хоккенхайм как гонку, которую Хэмилтон выиграл из-за попустительства стюардов, то подумайте еще раз. Потому что это гонка, которую он выиграл после звонких оплеух Шпильберга и Сильверстоуна. После странной поломки в квалификации и старта с 14 места – хотя с нынешней разницей между лидерами и всеми остальными это выглядит как «парни, вы там начинайте, а я скоро догоню». После того, как он замечательно сберег стартовый комплект софта, а потом и ультрасофта, принял верное тактическое решение и смог довести дело до конца.
Постоянные читатели знают, что мне не нужно совершать над собой титанических усилий ради критики Льюиса, но в этот раз – честное слово, не за что. Он сделал все, что мог, получил справедливую порцию везения – и превратил все это в победу, которую утром воскресенья предсказать не решился бы никто. Молодец. Правда.
И настолько же искренне я сейчас буду разносить Ferrari вообще и Феттеля в частности – ровно как и обещал всего две недели назад. Потому что красные опять на ровном месте про?%$ли отличный шанс – будучи однозначно быстрейшими. Ребят, вот если вы переводите Кими на альтернативную стратегию и делаете так, что Себ после своего пит-стопа оказывается на свежих шинах позади напарника – либо применяйте командную тактику сразу, либо уже молчите до конца. Ибо когда после десятка кругов в наушнике Райкконена появляется смущенный голос Джока Клиа, намекающего, что Vettel все-таки faster, это позор. Равно как и действия самого Феттеля: вместо того, чтобы ползти в полутора секундах позади напарника и ныть о перегревающихся шинах, стоило хоть обозначить атаку. Одной бы вполне хватило.
Айсмен тоже хорош. Нет, возглас по радио: «Скажи прямо, чего ты от меня хочешь» был абсолютно прекрасен – в тот момент даже показалось, что Кими задели за живое, и он готов показать всему миру, что есть еще мороженое в морозилке. Дальше могло случиться голливудское: карма берет Феттеля за шкирку и бьет об стену, а Райкконен впервые за пять с половиной лет достает победу – да еще и такую символичную. Увы, вместо этого он ошибается сам и пропускает Боттаса, а после рестарта даже не пытается прорваться выше. Что ни говорите, а Кими устал. И все сильнее напоминает ворчливого деда на дворовой скамейке: послушать иногда прикольно, но толку мало. Может, Скудерии стоит создать под него вакансию менеджера по радиопереговорам?
И вообще, вы задумывались, что по четыре победы в этом сезоне есть у Феттеля и Хэмилтона, три у гонщиков Red Bull, а вот у финнов – ни одной?
И если Боттасу трижды мешало чистое невезение, то про Райкконена ничего такого не скажешь. В любом случае, командная тактика в исполнении обеих команд сейчас абсолютно логична и не выглядит принижением бедных-несчастных пилотов: сами виноваты и скоростью, и характером. А в этом свете решение не менять местами Кими и Себа в Австрии кажется еще более странным.
Ну, а отплясывать на костях самого Себа все-таки слегка неловко, да и смысла особого нет. Потому что никакая наша с вами критика не сравнится с той болью, которую он причинил себе сам. Лидируя с комфортным преимуществом, разбить машину в стиле сингапурского Квята, да еще и уткнуться в трибуну с родными болельщиками – это фиаско, которому даже не стоит искать оправданий. Особенно когда эта же авария провоцирует появление сейфти-кара, протаскивающего Хэмилтона на вершину.
За эту крохотную ошибку просто невозможно было заплатить дороже – и тут бы включить морализаторство в стиле «если Феттель не сделает выводы, титула ему не видать». Вот только он совершенно прав, говоря, что не собирается сильно переживать.
Потому что весь этот сезон определяется не чьим-то гениальным пилотажем, а чередой ошибок, сходов и прочих эксцессов – косячат все! Может, именно поэтому чемпионат получается таким интересным? Ведь расстановку сил предсказывать куда труднее, когда в дело вмешивается глупость… За рубежом к происходящему уже приклеилось прозвище silly season – причем из всех возможных вариантов перевода мне больше всего нравится слово «придурковатый».
А как еще назвать действия профессионалов высочайшего класса, работающих в самых крутых соревнованиях планеты, при появлении нескольких капель дождя? То ли Формула-1 просто отвыкла от таких условий, то ли всех допекли тучи-тролли, которые всю гонку поливали окрестности гонки, но не саму трассу. И вот, стоит слегка «отсыреть» шестому повороту, как пилоты начинают массово ошибаться, часть пелотона рвется за «мокрыми» шинами (включая мудрейшего Алонсо), потом едет обратно за сликами, в то время как уже другие катятся за промежуточными… Превосходный хаос, на который было любо-дорого посмотреть!
С точки зрения результата Шарль неожиданно для себя провалился, зато подарил нам самый эффектный маневр гонки.
Как это часто бывает, выиграли в нем те, кто не моргнул. Главным образом, оба пилота Force India (Окон после старта с 15 места, Перес – после отвратительного пит-стопа и разворота в гонке), а заодно и Эрикссон с Хартли –люди, которых мы в очковой зоне ждем только по таким поводам. Где-то рядом с ними мог быть и Сироткин – когда, если не сейчас? Но сначала его гонку испортила пятисекундная заминка на пит-стопе (из-за нее Стролл вышел вперед, но мы же все против теорий заговора, да?), потом был неправильный выбор резины, а в качестве финала Williams оказался единственным автомобилем, способным загореться в дождь и под сейфти-каром. Обычно в таких случаях пишут «повезет в следующий раз», но когда его ждать, этот раз?
Возможно, уже в Венгрии – и как здорово было бы уйти на большие августовские каникулы хоть с каким-то позитивом. Тем более, что над Хунгарорингом в воскресенье тоже обещают дождь: если он все-таки решит полноценно обрушиться на саму гонку, а не на церемонию награждения, как в Германии, silly season имеет все шансы закончить первый акт на очень красивой ноте. Чего не хватает идеально симметричному чемпионату, где два претендента поочередно выигрывают друг у друга на родине? Правильно, классического клиффхэнгера!
P.S.: Умные люди подсказали, что я балбес, а silly season – устоявшийся фразеологизм, обозначающий период всяких безумных слухов о переходах и прочем. Что ж, мне наука – но согласитесь, этот чемпионат просто-таки напрашивается на изобретение новой трактовки!
Но прежде, чем это произойдет (или нет), Race Control разберет выступления каждого гонщика (включая танцующего Леклера и феноменального Грожана – посмотрите онборд!) и соберет самые интересные шутки и моменты закадровой жизни, которые сопровождали превосходную гонку в Германии. Возможно, кстати, последнюю. Чтобы ничего не пропустить, подписывайтесь на этот канал в Дзене, а главное – на могучий телеграм. Там – анонсы всех материалов и куча всяких бонусов, которых нет здесь. Увидимся!