С.А. Семенов
Сознание и его состояния в первом приближении.
В этой работе автор исследует указанную тему на основе древних и религиозных знаний, попутно знакомясь с достижениями в этой области зарубежных, советских и российских ученных. По сравнению с научными знаниями они много глубже и системны. Они рассматривают природу, роль и свойства сознания в совокупности с другими понятиями, составляющими внутреннего человека как: дух, душа, разум. Но более всего автору хотелось понять, что из них представляет то самое внутреннее «я» являющееся хозяином человека?
В Библии эти знания давались в соответствие с вместимостью сознания людей того времени в виде аллегорий и притч. В древних тайных (эзотерических) знаниях они давались в замаскированном виде и намеками. Но во всех случаях они были рассчитаны на людей мыслящих, развивающих интуицию и упорствующих в поисках истины.
Есть хорошая пословица «Если хочешь познать истину, зри в корень». В нашем случае корни всех этих понятий берут свое начало именно в древних и религиозных знаниях. Поэтому не случайно пытливые ученные изучающие сознание, время от времени обращались к этим знаниям. В этом можно убедиться, если почитать книгу Нэвила Друри [1], где ученые участвующие в Движении за Развитие Человеческого Потенциала в своих исследованиях использовали мистику, йогу, шаманизм, кабалу, тибетскую Книгу мертвых, наряду с психоделиками и холотропным дыханием. Эта тенденция еще более усилилась при разработке А.Е. Акимовым теории «Торсионных полей», а его единомышленником Г.И. Шиповым теории «Физического вакуума». На передовых рубежах науки трудится и нейрофизиолог О.И. Коекина. Она исследует феноменальные способности человека; экстрасенсорное восприятие, биокоррекцию, ясновидение, телекинез, левитацию, путешествие сознания в пространстве и времени. Исследуя людей-рентгенов, она приходит к такому объяснению этого явления как межчувственная связь, о наличии которой говорят и эзотерические знания. Так в источнике [2] сказано, что каждое чувство пронизывает любое другое, так как в действительности имеется лишь одно чувство, действующее через различные органы чувств. Все чувства – лишь дифференциации единого чувства-сознания. Потому-то мы можем чувствовать цвета и видеть звуки. Не существует какого-либо общепринятого порядка; то чувство, которое больше всего развито, будет для человека и первым. Да и как может быть иначе, если эти знания давались нам тем самым высшим Разумом, который нас и создавал.
Эти духовные знания переданы нам через Е. Блаватскую, через Е. Рерих, через Б. Абрамова.
Так если мы обратимся к Абрамову [3] то найдем следующее: «Вечность материи и временных форм, в которых она выявляется; вечность жизни и временных ее форм; вечность духа и временных облегающих его оболочек – вот те положения, из которых следует исходить при построении Основ. Прежде начало времен дух есть. Сознание формируется позднее, в процессе эволюции духа путем последовательного воплощения его в разные формы. При этом монада носительница духа проходит все ступени проявленной жизни от верха (материя высших вибраций) до низа и от низа до верха во всех царствах природы. Все эти царства сосредоточены в микрокосме человека и тело потому и живет и функционирует, что дух, его оживотворяющий, когда-то прошел ступени минерального, растительного и животного царств и выработал способность ассимилировать их свойства…». Попробуем разобраться в этой довольно сжатой информации, содержащей в себе всю историю эволюции Космоса. Но в рамках данной статьи мы сможем рассмотреть это только лишь схематично и в общих чертах.
Всматриваясь в необъятные просторы звездного неба, в таинственное и завораживающее мерцание бессчетного количества звезд, вспоминаешь слова из стихотворения В. Маяковского: «Послушайте! Ведь если звезды зажигают значит это кому-нибудь нужно?». Кому нужно было их зажигать, Кто и из какого материала построил такую красоту?
Согласно знаниям[4] единственным таким материалом в космосе является Абсолют. Находясь в состоянии хаотического движения Он пронизывает собою все космические тела и формы. В силу своей неделимости Он вечен и поэтому с глубокой древности носит название «Бескорнего Корня». Это То, что является материальной причиной Вселенной. В этом учении как и в Библии даются знания о строительстве только нашей Солнечной системы и предлагается рассматривать строительство других по аналогии с нашей.
Представим себе, что в том месте нашей Галактики Млечный Путь, где сейчас находится Солнечная система еще ничего небыло. Был только Абсолют и Строители в Своих бессмертных телах с проектом Солнечной системы. С чего же все начиналось? Если мы обратимся к[5], то прочитаем следующее: «В начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог… Все через него Слово начало быть». Согласно Оригену под Словом подразумевается Разум. Если мы обратимся за разъяснением по данному вопросу[4] то найдем следующее: «Библейский Бог первой главы «Бытие» соответствует Логосу в эзотерических знаниях, а «Господь Бог» второй главы Создатель – Элохим, меньшие силы». Заглянув, в Теософский словарь Е. Блаватской узнаем, что Логос (греч.) означает проявленное божество у каждой нации и народа; высшее выражение или следствие вечно сокрытой причины [7]. Так, речь есть Логос мысли и переводится соответствующим образом как «Глагол» или «Слово» в его метафизическом смысле. По смыслу сказанного получается, что Логосом или Словом является Иисус Христос.(4) Это подтверждается и словами Апостолов Варнавы и Павла: «Мужики! Что вы это делаете? И мы подобные вам человеки и благодействуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море и все что в них…». Иегова, согласно раннего иудаизма, является одним из семи Элохимов соответствующих семи Архангелам христианства или Риши – Праджапати индусов, Планетарными Духами всех народов, ставшими Богами для людей. Все они являются сынами Бога, ибо рождены от духа, и все они являются Строителями планет. И Логосом и Планетарными Духами, в процессе Их Творчества, двигала огромная сила Любови к будущему человечеству, для которого и строилась Солнечная система. То есть все звезды зажигаются для будущего заселения домов-планет человечествами.
Чтобы ознакомиться с результатами творчества Строителей обратимся к Е. Блаватской [4]. Первым выявлением из Абсолюта был Дух или Атман. Что же он из себя представляет? В Тайной Доктрине говорится, что: «С изначала наследия, самого первого появления строителей планеты, на которой живет человек сокрытое Божество признавалось и рассматривалось в его философском аспекте Всемирного Движения, трепета творческого Дыхания в природе. Если говорить о Его природе то, оккультизм суммирует Единое Сущее так; Божество есть сокровенный живой (или движущийся) Огонь и вечные свидетели этому невидимому Присутствию – Свет, Тепло и Влага, эта троица вмещает в себя все и является причиной всех феноменов в природе». Но чтобы дух мог оживотворять собою различные формы, ему нужен был проводник или носитель. Это аналогично тому, как для проявления человеческой души на земле ей необходим такой проводник как тело человека. Поэтому следующим шагом было создание Буддхи или духовной души. Буддхи соотносится с Божественным Корнем- Сущьностью. Она есть носитель Духа всего одной ступенью отделенная от Абсолюта, и представляет собой недифференцированную субстанцию. Тогда получается, что Атман как Сила оживотворящяя все и вся изначально присуща Абсолюту и является Его эманацией. Дух, облаченный в Буддхи, являет собой ту самую Монаду (Атма-Буддхи), которая и позволяет Духу погружаться во все царства и формы. И таким образом Бог-дух присутствует во всем, начиная от мельчайших частиц атома и заканчивая планетами со всеми населяющими их царствами[2].
Зарождение человечества
Долгим был этот путь и не легким. Здесь подходят слова Апостола Павла из его послания к Коринфянам [5] «Не знаете ли, что тела ваши суть живущего в вас Святого Духа, которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии».
Те монады, судьбою которых было предначертано стать человеческими на Земле, были монады, заканчивающие жизненные циклы на Луне[4]. Луна играет самую значительную роль в образовании Земли и населению ее человеческими существами. Лунные Монады или Питри выделили свои астральные двойники вокруг которых строилось человеческое тело, чтобы Монада могла достичь более высокого плана деятельности и самосознания, то есть плана Манаса-Путр, тех кто в позднейшей стадии одарили разумом оболочки, созданные и одушевленные Питри. Манаса Путра или Рожденные Разумом сыны Света и Солнечные предки. Так, наше человечество обязано Солнечным духам своим ускоренным развитием. Момент наделения человеческой животной формы разумом отображается в книге Бытие в виде аллегории, когда змей обольстил Еву и они с Адамом (олицетворяющими собой первое физическое человечество) того времени вкусили плоды с дерева знания. Сам процесс этого события описывается в эзотерических знаниях[2]. Как гласит учение: «Каждый есть Столб Света. Избрав, своего носителя он расширялся, окружая акашической аурой человеческое животное, пока божественный (манасический) принцип воцарялся, в сей человеческой форме». С этого момента лунные питри поглощаются сей аурической сущностью, и отныне отдельная астральная форма выявляется для каждой будущей личности в серии перевоплощений каждого Эго.
Эта аурическая оболочка, отражающая все мысли, слова и деяния человека, суть:
а) хранитель каждого кармического отпечатка;
б) кладовая всех добрых и злых сил человека, получающая и выдающая по его желанию – более того, при одной лишь мысли его – каждую потенциальность, которая тотчас же становится действенной мощью: аура эта есть зеркало, в коем сенситивы и ясновидцы ощущают и различают истинного человека и видят его таким, каков он есть, а не каким представляется;
в) она снабжает человека астральной формой, вокруг которой, по ее образцу, формируется физическая сущность, вначале как эмбрион, потом как дитя и человек, причем астрал растет наряду с человеческим существом.
Манас (Высший Разум) по своей природе как бы шар чистого Божественного Света, Луч Мировой единицы с более высокой сферы где нет никакой дифференциации[2]. Присоединяясь к монаде он наделяет ее разумом и теперь она уже (Атма-Буддхи-Манас). Теперь она, проявляемая на земле как воплощающееся Эго, есть то, что называется «Древом Жизни Вечной». И теперь становятся понятными слова из книги Бытие где сказано: «Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы ни простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно»[5].
Иисус Христос, будучи когда-то человеком на другой планете, «вкусил» с дерева жизни и воссоединился со своим бессмертным Эго, Которое Он называет Своим Отцом. Поэтому Он не раз говорил: «Я в Отце, и Отец во Мне» [5]. И Он не раз говорил, как этого достичь: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и прибываю в Его любви». То есть любой человек, если будет жить по заповедям Христа, в одной из своих жизней сможет достичь воссоединия с Духом - Отцом своим и стать бессмертным и силою Отца своего творить дела, которые творил Иисус Христос. Ибо в силу того, что микрокосм человека идентичен макрокосму, человек через Отца своего получает доступ к силам Космоса и с помощью этих сил может творить. Так и Иисус Христос говорил: «Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела». Иисус Христос горячо утверждал:«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня дела, которые творю Я и он сотворит; и больше сих сотворит» [5]. Истории известно, что святые действительно могли творить такие же дела. Такие же дела творили, например, Иоанн Кронштадтский, Аполлоний Тианский, Апостолы и другие святые, и праведные.
Нисходя на план дифференциации высший Манас эманирует из себя луч, который и есть он сам. Этот луч и являет низшим манасом человека, его душою, его рассудком, или интеллектом. В действительности и по своей природе оба разума едины, но разъединяются при перевоплощении. Ибо тогда как часть божественного, что отправляется сознательно оживотворять личность, отделяясь от божественного Эго, вклинивается в мозг и чувства утробного младенца, (после семи месяцев), высший Манас не воссоединяется с ребенком, пока не закончатся первые семь лет его жизни. И только с этого возраста ребенок может быть ответственным за свои поступки. Манас дуален и если божественное Эго тяготеет к Буддхи, то человеческое эго тянется к низу погруженное в материю. И если связь между ними будет разорвана, то человек превратится в животное.
Жизнь и смерть перевоплощающегося человека, по сути, есть изменение состояния сознания и не более. Истинная жизнь в духе, не в материи, а истинная смерть есть ограниченное восприятие жизни, невозможность ощутить сознательное или даже индивидуальное существование вне формы. Те, кто искренне отрицают возможность сознательной жизни в отрыве от тела и мозга, суть мертвые единицы, несмотря на то, что они могут быть наделены огромными умственными способностями[2]. Потому-то, пока кама-манас (ум желаний) человека не передаст Буддхи- Манасу такие личные идеации и такое сознание своего Я, какие могут быть ассимилированы божественным Эго, ничто от этого Я, или личности, не сможет выжить в Предвечном. Бывшую личность переживают, становясь бессмертными, лишь ее духовные накопления, воспоминания обо всем хорошем и благородном, наряду с сознанием своего Я, слившегося с сознанием всех других личных Я, что ему предшествовали. Человеческая душа обретает бессмертие в силу того простого факта, что теперь она прочно привита к Монаде.
Сознание и его состояния.
Как уже было сказано в начале статьи, Сознание начинает формироваться с момента погружения монады в различные формы, и сопровождает ее на всем протяжении эволюции духа вплоть до образования человеческой формы. Это означает, что Сознание едино и непрерывно. Это подтверждается при использовании регрессивного гипноза, когда человек вспоминает не только прошлые жизни, но и жизнь между ними и даже может рассказать, что он испытывал во время прохождения по родовым путям. В Живой Этике говориться, что Сознание содержит в себе все следы пройденных жизней, отпечатки каждого проявления[8]. Другими словами оно обладает памятью! Но тогда получается, что памятью обладают все формы и материя этих форм. И это доказывают экстрасенсы, рассказывая по предметам о самих владельцах. Сознанием обладает каждая клетка организма. Сознание человека находится в ауре шишковидной железы[2]. В течение процесса разумной или мыслительной деятельности, проявляющейся в сознании, имеют место постоянные световые вибрации. Если бы ясновидящий смог заглянуть в мозг живого человека, он воочию смог бы различить семь оттенков последовательных уровней света, от наиболее темного до самого светлого. Сознание по своей природе свет. Если астральное тело молекулярное, то сознание человека атомарно-духовное[9]. Диапазон человеческого сознания ограничивается чувствительностью его пяти чувств, хотя на самом деле их семь[2]. Но владея лишь пятью физическими чувствами, никто из нас не смеет даже надеяться вырваться за пределы грубой материи. Каждое из семи физических чувств (два из которых поныне неизвестны науке), равно как и каждое из семи состояний, а именно: 1) бодрствование; 2) грезы наяву; 3) естественный сон; 4) сон, вызванный искусственно или трансом; 5) психическое; 6) сверхпсихическое и 7) чисто духовное – соответствует одному из семи космических планов. Эти семь чувств соответствуют любой другой семеричности в природе и в нас самих. Физически хотя и незримо, человеческая аурическая оболочка имеет семь слоев. Это та самая аура, которая в зависимости от нашего ментального и физического состояния чистоты или скверны, либо открывает нам горизонты в иные миры, либо наглухо закрывает нас от всего, кроме этого трехмерного мира материи.
Самое трудное в мире – дать хотя бы самую простейшую схему состояний сознания, поскольку Вселенная есть воплощенное сознание, и знание состояний сознания означает знание планов Вселенной и всех соответствий в Космосе, Солнечной системе и человеке. Из всех этих планов и состояний сознания мы можем рассмотреть лишь самую малость самого низшего пракритического (земного) подплана Солнечной системы из ее семи планов. Остальное непостижимо для нашего низшего разума.
Прежде всего, мы должны помнить, перцептивная (чувственная) жизнь как таковая начинается на астральном подплане на каждом плане. Но видят, слышат и т.д. отнюдь не физические или объективные молекулы. Центры восприятия, то есть зрение, слух и т. д., находятся в астральном человеке, физические же молекулы являются лишь необходимыми материальными посредниками для восприятия импульсов извне и передачи их центрам.
Объективное пракритическое сознание.
1 Объективно чувственное сознание. Сознание, относящееся к пяти физическим чувствам человека главенствующее в животных, птицах, рыбах и т. д. Здесь пребывают «Жизни»; сознания их - в Атме-Буддхе; так как они совершенно без манаса (разума).
2 Астрально инстинктивное сознание. Сознание чувствительных растений, муравьев, пауков и т.д. Среди других животных это сознание отсутствует у немлекопитающих позвоночных, но плацентарные млекопитающие имеют все потенциальности человеческого сознания, хотя, конечно, дремлющие или латентные в настоящее время. На этом плане находится сознание идиотов. Расхожая фраза: «Он лишился ума» есть оккультная истина; ибо, когда из-за испуга или иной причины низший ум парализуется, сознание действует на астральном плане. Изучение умопомешательства прольет много света на этот вопрос. Он может быть также назван и «нервным планом». Он познается нашими «нервными чувствами». Вот почему ясновидящий может читать с завязанными глазами, кончиками пальцев, солнечным сплетением и т.д. Сознание это сильно развито у глухонемых.
3. Кама-праническое, или физиологическо-эмоциональное сознание. Это есть всеобще жизне-сознание, принадлежащее объективному миру, даже камню; ибо, не будь камни живыми, они не могли бы разрушаться или испускать искру. Сродство химических элементов есть проявление этого сознания. Этому плану также принадлежат и жизнь сохраняющие инстинкты, как, например, инстинкт препятствующий котенку войти в воду и утонуть.
4. Кама- манасическое или психическое, или страстно-эмоциональное сознание. У животных и идиотов инстинктивное сознание на низших планах восприятия пребывает в этом состоянии; у человека они рациональны. Например, если запереть собаку в комнате, у нее возникнет инстинкт вырваться на волю, но она не в силах этого сделать, ибо инстинкт сей, недостаточно рационален, чтобы предпринять необходимые действия для своего освобождения. Человек же сразу разберется в ситуации и вызволит себя. Высочайшие степени этого кама-манасического сознания суть психические, так как в пределах этого подплана, как и всех остальных, существует семь степеней – от инстинктивной до психической.
Следующие состояния сознания мы опускаем в виду того, что пока не в состоянии их осознать.
Астральное пракритическое сознание.
1. Объективное сознание. Все видимое на этом плане должно быть перевернуто при переводе его на наш язык объективного сознания. Например, цифры появляются так, будто они написаны в обратном порядке: 591 предстает как 195. Объективное астральное сознание во всем соответствует объективному земному или чувственному сознанию.
2. Астральное сознание. Предметы здесь зримые, чрезвычайно тонки. Этот план – предел видения обычного медиума. Чтобы достичь его, немедиумичный человек должен либо спать, либо находиться в трансе, либо под воздействием веселящего газа или же какого- либо наркотика. В состоянии обычного делирия (помрачнения) сознание переходит на этот план.
3. Кама-праническое сознание. Это состояние является по своей природе очень ярким. Сознание переносится сюда в делирии сильного жара. Во время белой горячки пьяница переходит на этот план и может даже подняться к следующему. Душевнобольные также часто пребывают в этом состоянии и лицезреют ужасные видения. План этот заходит на следующий – план кама-манасического сознания.
4. Кама - манасическое сознание. Это худший из астральных планов, даже ужасный. Отсюда исходят искушающие образы: образы пьяниц и распутников, побуждающие своих жертв к пьянству и разврату; образы всякой похоти и порока, возбуждающие в людях желания совершать преступления. Натуры слабые и медиумичные подражают этим образам на манер обезьян, тем самым подпадая под их влияние. Здесь разбросаны семена эпидемий порока, циклов бедствий и всякого рода повсеместных катастроф, носящих групповой характер: серии убийств, землетрясений, кораблекрушений. В острейших случаях белой горячки сознание страдальца пребывает на этом плане.
5. Манасическое сознание. Этот план является планом предчувствий во снах, отражений низшего менталитета, мимолетных прозрений в прошлое и будущее, план вещей ментальных, а не духовных.
6. Буддхическое сознание. Из этого плана исходят все самые прекрасные вдохновения в искусстве, поэзии, музыке, возвышенные сны, вспышки гениальности. Здесь можно уловить проблески прошлых воплощений, хотя локализовать или проанализировать их будет, вероятно, невозможно.
7. Аурическое сознание. Сознание пребывает на этом плане в момент смерти или во время исключительных видений. Здесь находится сознание утопающего, когда он в одно мгновение вспоминает происшедшее с ним в жизни. Память этого сознания должна храниться в сердце, «чертоге Буддхи». Следовательно, она там и останется, но впечатления этого атмического плана не могут отлагаться в физическом мозге. Оба эти пракритических плана являются единственными двумя, используемыми в хатха- йоге и ни один хатха-йог не может подняться выше их.
Самосознание
Наше высшее Эго начинает с божественного сознания. У него есть высший Разум но нет самосознания а значит и индивидуальности. У него нет прошлого, и только в результате множества перевоплощений оно приобретает совокупный опыт, и по окончании цикла, становится самосознающим. В этом собственно и состоит главный смысл эволюции духа в материю через человеческий путь.
Самосознание – это и есть настоящий хозяин или внутреннее Я человека. Это есть то, что в человеке мыслит, мечтает, общается, рождает идеи и планы. Самосознание зарождается между разумом и камой (желаниями) и чувствами человека. Для самосознания человека, сознание является приемником информации и органом взаимосвязи (общения) с окружающей средой.
В науке до сих пор нет четкого различия между сознанием и самосознанием. А в этом и состоит разница между человеком и животным. Животное обладает только сознанием. Животное не осознает, как человек чувство «Я есмь Я» У него есть инстинкт, но инстинкт не есть самосознание.
Это в распоряжении самосознания нашей личности находятся память, ум, чувства, знания, воля, сознание и др. Ими надо научиться управлять.
Знание, чувство и воля суть коллеги ума, но не способности его. Они не могут соотноситься между собой, что бы мы ни делали. Они не возникают один из другого или из ума[2]. Мы не можем обладать знаниями без памяти, ибо память хранит все вещи. Но если мы ничему не научим ребенка, то он и знать ничего не будет. Наша память зависит от состояния мозговых клеток, хранящих все впечатления. Впечатления, произведенные, на любое чувство, хранятся в памяти.
Наш ум, подвижен и к какому бы предмету не убегал изменчивый, непостоянный ум нужно его подчинить и вверить духу[2]. Редкие люди обладают духовным синтезом, и это обстоятельство является камнем преткновения. Большие умы часто были лишены его. Можно быть гигантом интеллекта и не обладать синтезом. Богатая (от слова Бог С.С.) индивидуальность будет всегда обладать синтетическим умом. Тогда как духов с малым багажом можно часто встретить среди узких специалистов. Дух с накопленной чашей Амриты, (санскр. Небесный напиток или пища богов), легко понимает сущность вещей. Именно про них можно сказать, что они вкушают плоды, тогда как другие пересчитывают лишь листья, которые сменяются каждою осенью. Мозговой разум обусловлен отзывчивостью мозга на свет, проливаемый высшим Манасом на низший и от степени сродства между мозгом и этим светом. Гениальность есть величайшая отзывчивость мозга и мозговой памяти на высший Манас.
Надо научиться контролировать свои мысли. Каждая мысль, как конь, несет на себе сознание. Куда занесет необузданный конь[3]? Мыслью можно касаться любого предмета, любой точки пространства. Но перенос фокуса сознания зависит от глубины и степени сосредоточения. Чтобы получить мысль или ответ из пространства нужно достичь полного соответствия вибраций. Тот же принцип, что и в радио. Люди чаще, чем они думают, улавливают пространственные мысли, но мысли эти не всегда бывают высоки. Ведь пространство наполнено всевозможными мыслями и мы получаем из него то, что отвечает нашему приемнику. У меня, к примеру, был случай, когда в детстве мой сынишка, бегая босиком по ручью, проколол ногу. Ранка была не большой, но глубокой и я очень забеспокоился, что туда могла попасть грязь и это чревато заражением. И вдруг перед сном мне приходит четкая мысль «все будет хорошо». Я не знаю, кто мне послал эту мысль, но она меня обнадежила на все сто процентов. Я совершенно успокоился и уснул. Утром я первым делом проверил ногу сына и убедился, что с ней все в порядке. Почему Учение так настаивает на очищении сердца и мышления, что бы сделать нас звучащими на мысли из Мира Высшего. Так называемое вдохновение, часто не что иное, как созвучие вибраций.
Размеры нашего сознания определяют, и размеры истин наших видений и чувствований. Мы можем получить запечатления озарения лишь в тех символах и чувствах, которые нам присущи, не больше. Можно сказать, что именно видения лучше всего характеризуют нравственный и умственный облик человека. Видения космического характера посылаются или открываются глазу ясновидца лишь при его внутренней честности. И отличительным качеством таких видений будет Красота и Величие в Простоте[3]. Под озарением понимается не случайная вспышка, но целая ступень сознания. Люди часто не понимают, что такая ступень может наступить нежданно, как бы следствие случайного события. Действительно внешнее событие может дать толчок к раскрытию «Лотоса». Но сам цветок покоился в глубине сознания. Только после усердных посевов может вспыхнуть озарение[10]. Также не часто понимают, что есть торжественность. Такое возвышенное состояние образуется как следствие долгих помышлений, но когда оно укрепиться, человек окажется как бы на прочной ступени. Мы ценим не эфемерные вспышки, но неугасимое горение.
Сознание человека, состоит из сознания всех клеток тела, за исключением клеток сердца. Ибо сердце есть орган духовного сознания. Любой, кто может достигать этого духовного сознания и таким образом получать по желанию его подсказки, должен быть воедино с Манасом. Нужно непрестанно прилагать все силы, дабы сосредоточить сознание в сердце и внимать подсказки духовного сознания ибо, если даже до успеха еще далеко, все же начало должно быть положено, а путь открыт. Духовное сознание знает все и обо всем, ибо дух вездесущ.
Я в этом убеждался не раз. В самый первый раз я еще ничего о сердце не знал. Это было лет двадцать назад, когда мой сын-младшеклассник дотемна не пришел с улицы домой. Что только не передумали, а время уже перевалило за одиннадцать вечера. Не знаю, почему я вдруг прислушался к сердцу. С удивлением отметил, что на сердце, в отличие от меня, спокойно. Успокоился и я, и отправился звонить в милицию. Мне сказали, что он и его друг оказались свидетелями ДТП прямо на дороге возле нашего дома и их сейчас привезут. С тех пор я всегда обращаюсь к своему сердцу, и оно ни разу меня не подвело. Предчувствие сердца не суеверие, не воображение, но физический факт[2]. Никакое ясновидение не равняется знанию духа. Истина может проходить через это знание[8]. Сердце говорит с нами чувством совести, любви, справедливости, нравственности, ответственности и др.
Единое поле сознания работает непрерывно и днем и ночью на всех планах одновременно. Каждый его участок работает в своем диапазоне волн, соответствующему конкретному плану единого пространства. Поле сознания не может одновременно быть занимаемо и собою (своей личностью), и исследованием явлений пространственных или физических далеких[3]. Если мы будем находиться в более высшем состоянии сознания, то будем витать в облаках на низшем. Только адепт может наслаждаться дуальным сознанием. Он может быть в высшем состоянии и все же отвечать на задаваемые ему вопросы. Но в этом случае он тот час должен вернуться на материальный план, а потом, вновь взмыть к высшему.
В книге Р. Монро есть забавный случай из практики его путешествий вне тела подтверждающий это свойство сознания человека не могущего пребывать на двух планах одновременно[10]. Он решил в астральном теле навестить коллегу по работе Р.У., которая на этот момент была в гостях у своей сестры. Он не знал где она находиться и перед вылетом сосредоточился на ее образе. Он очутился на кухне, где Р.У. сидела за столом и беседовала с племянницей и ее подружкой. Он ее спросил, знает ли она, что он здесь? Она ответила, что знает, и ему было удивительно, что она в этот же самый момент разговаривала с девчатами. Тогда он попросил ее, чтобы она не забыла о его визите. И опять она отвечала ему, одновременно не прерывая разговора с ними, что не забудет. Чтобы она его визит запомнила наверняка, он ущипнул ее с боку между бедром и грудной клеткой. Она довольно громко вскрикнула. Он вообще-то не ожидал, что может ущипнуть ее на самом деле и удалился. В понедельник он встретил её на работе и спросил, что она делала в субботу в такое-то время? Оказалось, что она ничего о его визите не помнит. Тогда он спросил ее про щипок, и она с изумлением приподняла край свитера и на теле в том месте, где он ущипнул, виднелись две коричнево-синие отметины. Она сказала, что подумала, что это вернулся муж сестры и подкрался сзади, но сзади никого не было. Этот случай еще и подтвердил, что сознание астрального плана, как и все другие способно общаться. Так и наше духовное сознание во время периода глубокого сна работает на высших планах, но мы, проснувшись, ничего об этом не помним.
Наше сознание, как уже было сказано, работает непрерывно и во время сна. Сновидения имеют огромное значение в течение плотной жизни. Почти половина жизни проходит в касании с Миром Тонким и даже Огненным (родина духа). Нужно иметь уважение к состоянию равному бодрствованию. Нужно не упускать рефлексы Тонкого мира, все воздействия мысли на расстоянии; все Иерархические предупреждения и чувствования огненные… Люди гораздо чаще бывают направлены, нежели думают. Но еще чаще они вовсе не думают уносимые потоком предрассудков. Так мы не можем не послать видение или сновидение там, где что-либо касается народного блага. Нынче особенно мир, нуждается в таких указаниях иначе, смятение умов может закрыть главный путь[11].
Итак, сон это еще один источник информации для нас. Надо только перед самым сном давать нашему сознанию различные задания, и оно будет их выполнять, надо только сильно захотеть. Во сне можно узнать где находиться потерянная вещь или предмет, решить задачку которую не получается решить днем, посмотреть, как живут родственники, которых давно не видел и т.д. В детстве, например, я сильно увлекался рыбалкой по утрам и накануне во сне я уже видел, сколько поймаю на речке чебаков. Это было всегда точное число. Однажды мне приснилось, что я поймал только одного. С этим я не мог согласиться и решил победить сон. Поймал первого, потом подсек второго, но он сорвался и упал на берегу в метре от воды. Я со всей прыти прыгнул на него, но он выскользнул из рук прыг, прыг и нырнул в воду. Это меня очень удручало всегда и сейчас, что приснившееся во сне я при всем своем старании избежать не могу, ибо в какой-то момент дня забываю о нем, расслабляюсь, и тут он срабатывает.
Духовное сознание, также активно во время глубокого сна, и если бы сердце могло запечатлеть «грезы» так называемого сна, лишенного сновидений, наше сознание уже не было бы ограничено пределами нашей личной жизни. Если бы мы могли помнить свои сновидения, что являются в глубоком сне, мы были бы в состоянии помнить и все свои прошлые воплощения. Это и есть «память сердца»; и способность запечатлеть ее в мозге, так чтобы она стала частью его сознания, и есть «открытие третьего глаза» Третий глаз (шишковидная железа) открывается в глубоком сне, но не остается открытым[2]. Чтобы добиться запечатления знания высшего Я на физическом плане нужно абстрагироваться от всего, кроме высшего сознания и тогда, впечатления исходящие от сердца могут достичь мозга и сохраниться. У адепта, например, мозг приучается удерживать подобные впечатления.
Заключение
Хочется начать его словами Н.Гоголя из «Мертвых душ». Много совершилось в мире заблуждений, которых бы, казалось, теперь не сделал и ребенок. Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону, дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед ним был открыт прямой путь, подобный пути, ведущему к великолепной храмине, назначенной царю в чертоги. Всех других путей шире и роскошнее он, озаренный солнцем и освещенный всю ночь огнями, но мимо его в глухой темноте текли люди. И сколько раз уже, наведенные нисходившим с небес смыслом, они и тут умели отшатнуться сбитые в сторону, умели среди бела дня попасть вновь в непроходимые захолустья, умели напустить вновь слепой туман друг другу в очи и, влачась в след за болотными огнями, умели-таки и добраться до пропасти, чтобы потом с ужасом спросить друг друга: где выход, где дорога?
Те высокие Разумы которые, образно говоря, соткали из лучей духа выявленного из Абсолюта материю и формы всех царств и небесные тела нашей Солнечной системы во все времена передавали нам Свои знания и опыт. Это они передавали нам небесный смысл, и наводили на путь, а мы в большинстве отшатываемся от него.
Мало кто знает, что термины Христос и христиане были заимствованы из храмового словаря язычников. В этом словаре Хрестос означал ученика на испытании, кандидата на иерофанство. Когда он достигал этого, проходя через посвящение, длительные испытания и страдания, и был «помазан» (т.е. «натерт маслом»), его имя изменялось на Христос «очищенный»[12]. И тогда становятся понятными слова Иисуса Христа, сказанные Фоме: «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». То есть путь к Отцу только через очищение.
И теперь дело спасения мира за наукой. Если наука проявит свое устремление к изучению Тонкого мира и его законов, если она расширит свой кругозор, то и церковь вынуждена будет ради своего спасения придти к эзотерическому и оккультному толкованию Библии. Очень необходимо, чтобы научный путь познания от частного к общему (формуле) воссоединился с путем от общего к частному, на котором стоят древние и религиозные знания.
Тема сознания является ключевой к осознанию всего мироустройства. Ведь Сознание и есть место встречи всех миров.
Литература
• Н. Друри, «Трансперсональная психология», «Инициатива», Москва (2001).
• Е.П. Блаватская, «Инструкция для учеников внутренней группы», изд-во «СФЕРА», Москва (2006) с. 237, 186, 83, 286, 176, 189, 211, 220, 293-294, 235.
• Б.А. Данилов, «Грани Агни Йоги», 1967, «Алгим», изд-во «ЭКОР», с. 180 №396, Г.А.И. 1958, с.283 №405, №70, (1995).
• Е.П. Блаватская, «Тайная доктрина» т.1, «ЭКСМО-ПРЕСС», «ФОЛИО», Харьков (1999), с.70-71, с.255, с57.
• Библия, Евангелие от Иоанна гл.1, гл.4 ст.24, Послание Кор. гл.6 ст.19-20, гл.10 ст.38.
• Книга «О НАЧАЛАХ» сочинение ОРИГЕНА, ИЧЛ «Лазарев В.В. и О», Новосибирск, с.50.
• Е.П. Блаватская, «Тайная доктрина» т.2, с.9.
• «Агни Йога» т.2, МО-3 №227, «Эксмо», Москва (2007).
• Е.П. Блаватская, «Практический оккультизм», ООО изд-во АСТ, Москва (2003)
• Р.А. Монро, «Путешествие вне тела», ВО «Наука».Новосибирск (1993).
• Е.И. Рерих, «Сокровенные знания» РИПОЛ КЛАССИК, Москва (2005), письма от 28.05.37, от 14.06.39.
• Е.П. Блаватская, «Теософский словарь», изд-во «Сфера», Москва (1994), ст.492.
Семенов С.А.,