Обман — пожалуй, самая распространенная привычка человечества. Он используется как во благо, так и во вред. Обман может принимать форму недоговоренности о чем-то, либо форму внесения изменений в информацию. Формально такие видоизменения трудно назвать обманом, но они таят в себе скрытые намерения на него.
Можно выделить три основных типа обмана:
Первый — обман во благо. Этот вид обмана всегда имеет следующее оправдание - «так будет лучше для него» - человека, которому обман предназначен. Но на самом деле так удобнее человеку, который этот обман задумал. Решать, что лучше другому человеку никто не в силах, если этот человек не имеет психических и физических ограничений.
Примером этого обмана может служить сокрытие тяжелого заболевания от близкого человека.
Второй — истинный обман. Этот вид обмана используется с целью приобретения выгоды или ухода от ответственности человека прибегшего к нему.
Ярким примером будет являться клиент магазина, случайно разбивший дорогой коньяк. Когда его обвинили в случившемся, он убедительно отрицал вину.
Третий — обман во вред. Это намеренное изменение информации или ситуации, и направление ее на причинение вреда окружающим. Так поступают люди с психическими отклонениями и низкой самооценкой, которые ненавидят себя и весь мир.
Примером такого обмана может быть рекомендация и продажа некачественных продуктов. Умышленное допущение грубых ошибок в расчетах и т.д.
Сложнее дела обстоят с формами видоизмененного обмана — это недоговорить о чем-либо и внесение изменений в информацию. Такие формы соотносится с любыми из трех типов обмана.
Они достаточно гибки, и, ими легко манипулировать. Человек, применяющий такие способы видоизмененного обмана, рассчитывает на снисходительность и понимание в отношении себя.
Примеры соотнесения «недоговорить, о чем-либо»
с тремя типами обмана.
1. С типом обман во благо. Сказать близкому человеку, что какое-то время необходимо посещать больницу, но не рассказывать о тяжести состояния.
2. С типом истинного обмана. Я просто проходил мимо, как вдруг бутылка упала и разбилась, но клиент умолчал, что выбирал напитки и переставлял бутылки.
3. С типом обмана во вред. Продавцу известно, что его продукт испорчен, но он его продает, не предоставляя информации о состоянии товара.
Примеры соотнесения «внесение изменений в информацию»
с тремя типами обмана.
1. С типом обман во благо. Когда врач сказал, что состояние требует серьезного отношения к лечению, а близкий человек получил информацию о наличии легкого недомогания.
2. С типом истинного обмана. Ваши бутылки стояли очень плохо, я брал совсем другую бутылку, та упала сама по себе, я к ней отношения не имею.
3. С типом обмана во вред. Продавец знает о некачественном товаре, подменяя маркировку с целью причинения вреда.
Можно сказать несколько слов о непреднамеренном обмане, он не имеет под собой какого либо умысла и происходит по причине некомпетентности или отсутствия информации. Такой вид обмана тоже может привести к серьезным последствиям. Но он происходит неконтролируемо и осознается лишь после распознавания.
Автор статьи семейный психолог Кротов Сергей Сергеевич.