Найти тему

Рецензия на «Секретный рейс» Майк Брукс.

«Знаешь определение настоящего героя? Это человек, виновный в гибели других».

Если посмотреть с такой стороны, то многие персонажи в данной книге могут ими быть, как протагонисты, так и антагонисты, в большей или меньшей степени. Такой вариант неоднозначен? Верно – как и многие другие аспекты «Рейса», на самом деле.

Стоит только начать чтение, и сразу бросаются в глаза:

Мир – не НФ, не космоопера, а все сразу. Научные теории и термины соседствуют с допущениями и откровенными фантазиями на тему космических путешествий. Здесь космос не холодная бесконечность с крупицами жизни, а, образно говоря, всего лишь степь, испещренная шоссе, ведущих во все стороны, с чередой придорожных кафе и заправок, полных людей, готовых выдать задание.

Герои - очевидны в своих типажах: маленькая девушка-хакер, боевая женщина-заместитель, пилот и механик, обитающие в своих мирках, бугай-берсерк и хладнокровный наемник, добрый внутри.

Злодей – типично «злодеистый» такой, еще чуть-чуть, и начнет гнусно смеяться, придерживая мизинец у уголка рта, совершая некую глупую выходку и требуя выкуп в миллион долларов у ближайшего правительства. Но у Доктора Зло была бешеная харизма, искупающая все недостатки, а у этого… жулика, чего уж там, даже имя не запоминается. Что и говорить, свои проблемы (может, скрытые комплексы) он пытается решить взрывом ядреной бомбы на другом конце Галактики. Зачем? Он не расскажет, и автор не поведает.

Его подручный, представляющийся самым страшным и неуловимым наемным убийцей во всех обжитых звездных системах, позорно сбегает, едва появляется намек на запах паленого.

Не ясно, для кого эта книга. Для фанатов космических вестернов/боевиков, для романтиков, предпочитающих легкую авантюру и счастливый финал. Или сразу для всех.

Стараниями автора команда героев в одних эпизодах представлена мягкотелыми интеллигентами, только изображающими суровых контрабандистов и отщепенцев. Они тщательно смягчают все ругательства и боятся произносить слово «секс», а если и не согласны с кем-то, то оставляют свое мнение при себе. А другие эпизоды полны подробностей участия капитана в жесткой разновидности соития с добавлением чрезмерного увлечения пирсингом.

Тоже и со злодеем. Он то изображает из себя всезнающего кукловода, всегда на шаг опережающего оппонентов, действующего, а не рассказывающего о своем плане, то совершенно ничего не может противопоставить импровизации героев, которые между собой, ко всему прочему, еще и цапаться успевают.

Что до истории, то она богата на события, но движется как-то вяло. Нет взвешенных решений, все идет своим чередом, а персонажи, тихо переругиваясь друг с другом, идут к финалу. Кого-то убивают, после чего следует прохладная, запоздалая реакция, кого-то ранят. Демонстрируются технологии протезирования и космических путешествий. Немного рассказывается о политике и общественных образованиях. Проскальзывают почти незамеченными драки и перестрелки, появляются и исчезают фоновые персонажи с парой слов в репликах.

Убийство злодея, конец. Герои чувствуют радость. Отлично.

Что получается по итогам.

Персонажи разнообразны, с наличествующим прошлым, но слишком просты, схематичны. В них не ощущается души, жизни, нет глубины и мелких нюансов в поведении и разговорах, заставляющих им поверить. В них самих, как и в мире, где они обитают, нет целостности.

«Рейс» неплохое «приключалово», приемлемый боевик, который, впрочем, не вызывает почти никакого отклика. Примером можно взять конфету в яркой обертке, собранной из Е-компонентов и усилителей. Вроде вкусно, вроде содержательно, но есть осознание, что можно было бы и что-то другое, более полезное съесть. Так и книга – не сказать, что совсем уж плохо, но очевидно, что есть огромное количество других книг, чтение которых принесет больше радости и пользы.