Найти тему
Музыка и Жизнь

Сучье варево Майлза Дэвиса

Обложка альбома Bitches Brew (1969) Майлза Дэвиса
Обложка альбома Bitches Brew (1969) Майлза Дэвиса

В 1969 году, в расцвет рока, как популярной музыки и перехода его в категорию вида искусства, известному джазовому композитору и трубачу Майлзу Дэвису пришла в голову идея попытаться объединить джазовую музыку с рок-музыкой. К этому времени дорожки этих двух направлений очень сильно разошлись в музыкальном пространстве. Несмотря на то, что оба направления имели общие корни, все остальные составляющие были абсолютно разные. Различается набор основных инструментов и их роль в музыкальной структуре. Для джаза характерна постоянная импровизация, сложная размерность, смещение ритма и синкопа. Рок имеет гораздо более размеренную структуру. Благодаря этому даже принцип звукозаписи сильно отличается. Если рок-композиции довольно просто записать простыми наложениями дорожек и обычными ухищрениями вроде склейки фрагментов, то в джазе это сделать довольно сложно из-за импровизации. Поэтому запись джаза обычно идёт просто вживую на так называемых сессиях, а они могут длиться часами, на которых произведение исполняется от начала до конца в разных версиях. Зачастую композиция рождается на глазах прямо в процессе игры и записи. Задача музыканта и продюсера состоит просто из выбора наиболее удачной версии (в английском языке подобная версия называется take и часто на джазовых альбомах можно увидеть после названия номер версии - take 3 или take 12 и т.п.). Из-за манеры записи, кстати, запись джазового альбома занимает куда меньше времени, чем запись рок-альбома.

-2

В общем, несмотря на вопиющие противоречия между жанрами, Майлза Дэвиса это не испугало. Он озвучил амбициозную задачу "создать лучшую рок-н-ролл-группу в мире, чтобы соединить джаз с передовыми движениями в музыке, представленными Джимми Хендриксом". Альбом был записан не в роке, и не в джазе, а в так называемом стиле фьюжн - как это назвали уже потом. Стиль отрицал джазовые стандарты, звучание и ритм были максимально приближены к року и всё-таки использовались спецэффекты и электроника, характерные для звукозаписи рок-музыки. Для выполнения задачи он пригласил уже известных джазовых виртуозов с мировыми именами - Уэйн Шортер (саксофон) и Джо Завинул (клавиши) вскоре после этого основали мой любимый Weather Report, который ближе к року, чем к джазу. Чик Кориа, который считается великим и сейчас - фортепиано, Джон МакЛафлин - гитара, Дэйв Холланд - бас. А бас на альбоме вообще вышел замечательный. Ударников было много и все они были сессионными.

Запись заняла всего несколько дней и в 1970 году был выпущен двойной альбом под названием Bitches Brew - Сучье Варево. Сейчас это трудно представить, но тогда для студии звукозаписи Columbia выпустить альбом, где на обложке красовалось бы слово "сука" был шаг героический и беспрецедентный. Современники до сих пор не понимают, как Майлзу удалось отстоять такое провокационное название.

Альбом содержал всего шесть композиций, несмотря на две пластинки и уже гораздо позже была выпущена полная версия тех легендарных сессий под названием «The Complete Bitches Brew Sessions» - это был уже бокс-сет из четырёх дисков длительностью 4,5 часа и там есть замечательные композиции не попавшие в оригинал, вероятно по причине ограниченного формата.

Майлз Дэвис не был автором всех композиций, хоть и был идеологом нового звучания. Некоторые номера сочинили Шортер и Завинул, а также была исполнена версия фолк-композиции Guinnevere гитариста Дэвида Кросби из Crosby, Stills & Nash.

Труба Дэвиса на этом альбоме отнюдь не солирующий инструмент, как у того же Луи Армстронга. Тут он выдаёт какие-то космические звуки при помощи модулятора и активизирует свою трубу либо в небольших вступлениях, либо уже по ходу композиции, подчёркивая акценты и выдавая резкие отдельные звуки

Альбом настолько потряс джазовую общественность, что часть её обожествила Майлза Дэвиса, а часть прокляла на веки вечные. Музыкальная критика тогда писала: «Дэвис провёл черту на песке, за которую никогда не заходили любители джаза, и некоторые не простили ему это». На мой взгляд любителям рока стоит послушать этот альбом или хотя бы избранные композиции с него. Музыка мало на что похожа и имеет мало аналогов, все последующие джаз-роковые коллективы совершенно по другому подходили к концепции такого рода музыки. Вспоминаю своего приятеля в середине восьмидесятых, который послушав Дэвиса с круглыми глазами сказал мне, что авангардный джаз гораздо больше вставляет его, чем любой трэш-метал (а он был большим любителем хэви-металла и хард-рока).