Древняя икона «Христос Пантократор», на протяжении почти 1,5 тысяч лет хранящаяся в стенах Синайского монастыря святой Екатерины с момента своего создания считалась не только одним из самых выдающихся произведений искусства, но и таинственным, обладающим необъяснимым свойством притягивать взгляд и даже «наблюдать» за происходящим.
Многие люди, видевшие икону лично рассказывали, что у них создавалось ощущение, что на них смотрит сразу два человека.
Но лишь недавно удалось разгадать тайну тщательно скрытую в иконе Христа.
История появления иконы.
Долгое время исследователи и даже сами монахи Синайского монастыря полагали, что икона была создана не ранее тринадцатого века, но не давал покоя слишком реалистичный и индивидуальный образ Христа, не свойственный поздневизантийской иконописи.
Сомнения в правильности первоначальной датировки подтвердились после сери исследований проведенных в 70х годах XX века.
Удалось установить, что создание шедевра относится не поздней чем к середине VI века. Что повергло в шок многих ученых, так как древнейшая икона дошла до наших дней практически в первозданном виде.
Сам монастырь святой Екатерины был основан византийским императором Юстинианом I в конце его правления (между 548 и 565 годом).
Как принято считать, «Христос Пантократор» был королевским и подарком Юстиниана монастырю. С учетом великолепного исполнения иконы и ее возраста, данное предположение звучит более чем правдоподобно.
Но самое удивительное в иконе, это даже не ее великолепное исполнение, а длительное время считавшееся весьма странным различие между ее правой и левой частью.
Но неужели иконописец совершил ошибку?
«Двуликий Христос»
Если внимательно присмотреться к лицу «Пантократора», можно обратить внимание на яркие различия между правой и левой половиной, что особенно заметно по глазам и даже выражению лица.
Но лишь сложив зеркальные отражения каждой из половин, можно увидеть, что перед нами два совершенно разных человека.
Данный художественный прием является уникальным для иконописи и наглядно демонстрирует ипостасное соединение отражающее двойную природу Христа, объединяя божественное и человеческое.
Двойственная природа часто рассматривается как парадокс, потому что Бог, понимаемый как абсолютно добрый, невероятно мудрый, и абсолютно могущественный, полностью стал человеком и принял мученическую смерть.
Талантливый иконописец, имя которого так и остается неизвестным, смог создать икону на которой Иисус Христос является одновременно и Богом, и человеком.
Если Вам понравилась статья, ставьте «лайк» и присоединяйтесь к нашему каналу, чтобы не пропустить новые публикации.