Найти тему
Господь Иисус

Господь - упование моё... (Псалом 90)

Оглавление

Однажды немецкий философ Гегель сказал, что история повторяется дважды: первый раз - в виде трагедии, второй раз - в виде фарса. Это бывает справедливо как для истории человечества, так и для личной истории одного человека - то, что было задумано как что-то прекрасное, становится предметом манипуляций, а потом и вовсе теряет смысл из-за нелепого применения. В современной культуре это произошло с понятием «любовь», которое, будучи тиражируемо в бесчисленных произведениях искусства, потеряло всякий смысл. Сейчас под словом «любовь» понимается эмоциональность, даже страстность, бездумное потакание собственным желаниям и тому подобное, но никак не то, что это означает на самом деле - терпение, милосердие, смирение, сострадание, жертвенность...

Сегодня предлагаю прочитать и поразмышлять над одним из известнейших Псалмов, который часто цитируется и широко применяется в жизни Церкви, но который при этом часто неправильно воспринимается.

Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» 
Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. 
Ибо ты сказал: «Господь — упование моё»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. 
«За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое». 
(Псалом 90)

История применения

-2

В иудейской традиции данный псалом читается каждый день перед сном, во время утренней субботней молитвы и на похоронах; в христианской традиции он также связан с вечерними литургическими действиями и в связи со смертью человека. Однако, порой использование данного псалма превращается в фарс, когда бумажки или другие предметы с текстом или его частями считаются оберегами от злых духов, болезней и несчастий. Вместо веры таким образом предлагается суеверие и магизм, вместо упования на милость Божью - фактическое идолопоклонство предметам материального мира, вера в их силу, а не в силу Творца.

И это неудивительно, ведь и Господь Иисус Христос был искушаем словами из этого псалма: «...Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею…» (об этом сказано в 4-й главе Евангелия от Матфея). При этом сатана не цитирует дальше, где говорится о том, как праведник поступит с ним - «…на аспида и василиска наступишь, попирать будешь льва и дракона…».

Основные мысли

Псалом на церковнославянском

Композиция псалма указывает на то, что главная мысль - «Господь - упование моё» -(как это часто бывает в псалмах) находится в середине, в начале говорится о последствиях упования - жизнь и покой с Господом, исповедание своей веры и последующие за этим благословения - защита и безопасность от Бога. Заключительная мысль - в конце Сам Бог описывает поведение праведника, его упование является проявлением любви к Нему, что, в конечном итоге, приносит спасение.

Ключевое слово «упование» מַחֲסֶה (ивр.махасэ) - убежище, защита - встречается в этом псалме дважды (ст.2 «прибежище» и ст.9 «упование»). Вообще из 20 случаев употребления в книгах Ветхого Завета этого слова 12 раз приходится на книгу Псалтирь, дважды оно употребляется в 61-м и 90-м псалме. Но однокоренные слова употребляются, например, также в потрясающей истории, изложенной в книге Руфь (Рут): «…да воздаст Господь за это дело твоё, и да будет тебе полная награда от Господа Бога Израилева, к Которому ты пришла, чтобы успокоиться под Его крылами…» (Руфь 2:12). А также это слово употребляет её потомок, царь Давид «…Бог мой - скала моя, на Него я уповаю…Бог! - непорочен путь Его, чисто слово Господа, щит Он для всех, надеющихся на Него…» (2Цар.22:3, 31), псалмопевцы и пророки (например, Наум 1:7, Соф.3:12, Иоиль 3:16, Иер.17:17, Ис.14:32).

Основная версия авторства данного псалма, зафиксированная в надписании, добавленном позднее переводчиками Септуагинты, состоит в том, что это Давид, жизнь которого во многом была воплощением этого упования на Бога. Он уповал на Бога в битве с Голиафом, в отношениях с Саулом и со своими мятежными сыновьями. Однако, некоторые считают, что этот псалом, как и предыдущий, мог быть написан Моисеем, а некоторые предполагают, исходя из бедствий, описанных в нём, что это пророческий псалом о благочеством иудейском царе Езекии.

Путь праведника

-3

Так или иначе, всё начинается с исповедания веры: «Ты сказал: Господь - упование моё», это начало пути, и это разумный выбор: «...Всевышнего избрал ты прибежищем твоим…».  Интересно, что праведник в этом псалме практически ничего не делает - он говорит, не боится, смотрит на Божий суд, и попирает своих неприятелей. А Бог избавляет от бед, направляет Ангелов на защиту, защищает, слышит, утешает, прославляет и, в конечном итоге, спасает.

Жизнь праведника наполнена славой Богу, все свои достижения и победы он записывает в список для прославления Господа, как об этом пишет и апостол Павел «…уже не я живу, но живёт во мне Христос…» (Гал.2:20). Господь же защищает как от козней людских, так и от стихийных бедствий естественной природы. Он помогает избежать как явных опасностей - летящей днём стрелы, заразы в полдень, так и от того, что скрыто во мраке - язва.

Конечно, не стоит считать, что праведник никогда ничем не заболеет, что на него не могут напасть люди или звери, покушаться на его жизнь или имущество, речь здесь о небесных сокровищах, которые хранятся под надёжной защитой. Тёмные силы ничего не могут сделать с вечной участью человека, хотя порой верующие страдают от бытовых неурядиц, как праведный Иов, апостолы и пророки и Сам Господь Иисус Христос. Праведник однажды принял решение, что его надежда в Господе, он каждый день говорит об этом, взывает к Всевышнему о помощи и заступничестве, и Господь неизменно отвечает и открывается тем, кто ищет Его всем сердцем, - это и есть исполнение первой заповеди - любви к Богу.

-4

Многие же почему-то считают Бога таким добрым волшебником, который должен исполнять все их капризы, апостол Павел по этому поводу выразился вполне определённо - «Если мы в этой только жизни возложили надежду на Христа, - мы несчастнее всех людей» (1Кор.15:19). Наше несчастье не в бытовых неудобствах, а в нашем «теле смерти» (Рим.7:24), которое мешает жить праведно и свято. В Послании к Филиппийцам звучит строгое предупреждение тем, кто «мыслит о земном» - «их конец - погибель» (Флп.3:18-19), живущие же в ожидании Спасителя молятся Господу в надежде, и Он посылает «мир Божий, который превыше всякого ума» (Флп.4:6-7). Такое упование на Бога очень ярко видно в истории друзей Даниила: «Бог наш, Которому мы служим, силён спасти нас от печи, раскалённой огнём, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того…мы богам твоим служить не будем и золотому истукану…не поклонимся» (Дан.3:17-18). Конечно, они верили, что Господь Всесильный и может всё, но также понимали, что не в избавлении от страданий проявляется вера, а в служении Богу независимо от жизненных обстоятельств. Авраам «...вопреки надежде, с надеждой поверил...» (Рим.4:18), он верил, несмотря на обстоятельство и кажущееся безвыходное положение бездетного родителя, именно в такой вере спасение для всякого верующего, и в этом смысле Авраам - отец всем нам.

Можно ещё много вспоминать примеров великих праведников, можно вспоминать истории окружающих нас верующих и нас самих, которые возложили свои надежды на Господа, и их ожидания полностью оправдались. Перейдём от теории к практике.

Практические советы

-5

Во-первых, читайте, учите и повторяйте 90-й псалом как можно чаще, вспоминайте примеры из жизни святых Божьих людей и подражайте их вере.

Во-вторых, принимайте решения полагаться на Бога и будьте им верны даже тогда, когда все обстоятельства противятся этому, надейтесь сверх надежды.

В-третьих, познавайте Бога через Священное Писание, не останавливайтесь в этом процессе, учитесь, размышляйте и исполняйте написанное.

В-четвёртых, взывайте к Господу о заступничестве и защите, просите о помощи, ищите мира Божьего, который превыше всякого понимания.

Наконец, благодарите Бога и старайтесь Его прославить мыслями, словами и делами.

И чаще повторяйте: Господь - упование моё!

Автор: Марат Загидуллин.

Если статья была Вам полезной, поставьте лайк, поделитесь,подписывайтесь.

Поддержать на Boosty (https://boosty.to/jcml/donate)

Поддержать на Patreon (https://patreon.com/jcml)

Поддержать через PayPal (https://paypal.me/MaratZa)

Популярные статьи: "Гнев Иисуса Христа" (ссылка), "Отче наш" и "Боже мой" (ссылка); "Исполнение пророчеств" (ссылка); "Что делать, когда тебе тяжело?" (ссылка); "Ночи в вечности не будет" (ссылка); "Не введи нас в искушение..." (ссылка); "Удивительный псалом 117" (ссылка).

Заходите на сайт проекта (jcml.ru), в Telegram, на Youtube. Поддержать (зачем?) можно по реквизитам ниже, через форму, на нашем сайте или здесь.