Человеку недостаточно познать самого себя, он должен, в конце концов, изменить себя к лучшему. — Бэ́кон.
4
— Благодарю Вас. А вот ещё вопрос: чтó даёт человеку познание самого себя ? То есть, чтó я буду иметь, познав самоё себя ?
— Об этом уже сказано, это тот же вопрос, только другими словами. Познание самого себя даёт нам возможность очистить, изменить и привести себя к тому порядку, который необходим нам для служения Общему Благу.
Если мы познаём свою телесную природу, например, свою телесную слабость, из-за которой не можем выполнять тяжёлую работу, и вовремя предупреждаем об этом связанных с нами людей, то тем самым мы спасаем всех от возможной опасности, потому что если бы люди на нас понадеялись, а мы не выдержали бы тяжести, то погубили бы и себя и их. Если же мы вовремя предупреждаем людей о своём положении или состоянии, то поступаем с ними Божественно, то есть поступаем с ними так, как поступил бы с ними Бог. А если мы поступаем так, как поступил бы Бог, то мы уже в какой-то степени слиты с Богом и можем служить Благу.
Точно так же, если мы, познавая своё духовное естество, замечаем, что оно несовершенно, что у нас есть какие-то духовные недостатки, слабости, пороки, болезни, недомогания, мешающие нашему служению, и сообщаем о них опять-таки вовремя, то мы также избавляем людей от ненужных страданий, вреда, опасности и страха. В таком случае мы тоже слиты с Богом, у нас такое же отношение к людям, как и у Бога. Ведь представьте себе, если бы Бог пришёл на Землю и не мог бы чего-то делать, Он бы, наверное, честно и прямо сказал об этом всем, так же ?
— Да...да...
— Вóт кáк поступает Бог. Люди же почему-то думают, что Бог — это непременное всемогущество, сила, мудрость, богатство, красота и прочие достояния, а Бог — это только честность. Честность — это и есть истинное могущество, истинная сила, мудрость, богатство и красота, но нравственного, а не телесно-духовного мира. К такому могуществу, силе, мудрости, богатству и красоте должны стремиться все Божественные Души. Животные Души, конечно же, стремятся к материально-духовным вершинам, которых достичь можно только нечестностью — то ли относительно других, то ли относительно себя.
Поэтому, если мы познаём самоё себя, то только для того, чтобы, познав себя, честно признаваться себе и другим в том, чтó мы представляем собою то ли телесно, то ли духовно, помня при этом, что ложью и обманом мы ничего вечного не достигнем, ложью можно достичь только чего-то временного. Если же мы хотим вечного блага, то его можно достичь только правдивым, искренним, открытым поведением, а это значит, что о своём телесном и духовном положении, о состоянии своего телесного и духовного здоровья мы должны честно, незамедлительно и прямо сообщать тому, с кем связаны жизнью.
— Благодарю Вас. После того, чтó вы сказали сейчас, ко мне сразу пришло понимание того, зачем человек должен познавать самоё себя: во-1-х, для того, чтобы по-настоящему служить людям; а во-2-х, для того, чтобы действительно соединиться с Богом, ибо Богу угодно только честное и правдивое поведение.
— Да, совершенно верно. Ведь Бог служит людям, Он — Отец, а отец — это служитель, который служит, поддерживает, помогает, оберегает, защищает, спасает. Если же Он и требует служения Себе, то только ради самих же детей, а не ради Себя Самого. Поэтому, если Он — служитель, то и тот, кто мечтает слиться с Ним, также должен учиться быть служителем, но не каким угодно, а таким, который постоянно совершенствует себя, то есть следит за собой, удаляет из себя и не допускает в себя то, что́ может помешать служению или сделать его вообще невозможным. Если же он по возрасту вовремя не успевает очистить себя от негодных качеств и они остаются в нём на всю жизнь, но он сохраняет способность честно и вовремя объявлять об этом своим ближним, он также сливается с Богом, но уже только нравственно, то есть в желании, но не в возможности служить полноценно и безукоризненно. Ведь наш нрав — это наше желание; а наша духовность и телесность — это наши возможности. Тело и дух — орудия нашего нрава.
5
— Следующий вопрос: скажите пожалуйста, чтó можно делать, когда познáешь себя ?
— Человек, который узнал себя, то есть узнал свои возможности и свои немощи, исходя из этого, может идти и служить людям с уверенностью как познавший себя, ибо есть служение познающего себя, о котором мы скажем позже, а есть служение познавшего себя. Познавший, что может мало, идёт и уверенно делает мало, никого не боясь и ничем не стесняясь. Познавший, что может много, идёт и уверенно делает много, также никого не боясь и не стесняясь. И тот и другой видят пред собой Бога, угождают Ему, а не людям, а Бог никогда не осуждает их за то, что они могут мало, и не превозносит за то, что они могут много. Бог осуждает слабых только за то, что слабые, дабы их хвалили или не ругали, прикидываются сильными, скрывая свои слабости. А сильных осуждает за то, что они, ради сохранения ради продолжительности своей жизни, притворяются слабыми и не исполняют должного. Вóт за чтó Бог осуждает людей.
6
— Следующий вопрос: скажите пожалуйста, почему нельзя жить, не зная самого себя, ведь большинство людей всё-таки так и живёт ?
— Об этом уже сказано: потому что будешь вредить, стремясь делать то, чтó не можешь, и невольно уклоняясь от того, чтó можешь. Мало того, можно сказать, что жить, не зная себя — это преступление, преступление и против себя и против других. Ведь это то же самое, что оставить оголённый электрический провод, не зная и, главное, не желая знать, чтó он собою представляет, какую опасность в себе таит. Ведь когда вы входите в свою комнату и видите, что на полу валяется незнакомый вам предмет, то не познавать этот предмет — преступление, ведь вы можете погибнуть или покалечиться им, от него могут погибнуть и покалечиться другие люди, дети, животные. Да и вообще это ненормальное поведение, такого поведения нет в Природе. Любое животное и даже растения исследуют то, чтó встречается на их пути. Но ненормальное поведение наблюдается сплошь и рядом в духовно–нравственной жизни людей. Люди отказываются познавать себя, потому что познание себя связано с трудностями, лишениями, унижениями, даже позором, и потому они предпочитают затуманивать своё сознание всевозможными наркотиками, которые вообще лишают их возможности познавать что-либо. Не познавать — спокойнее. Познание чревато тревогами, неприятностями, смущением перед собой, перед другими, определённой степенью отстранённости от поверхностных людей. Это говорит о том, что люди боятся расти, боятся обретать Божественное сознание, Божественную ответственность перед жизнью и потому устанавливают для себя духовный потолок, своего рода предохранитель, который не даёт им соприкасаться с Верховным Сознанием и видеть себя Его Глазами. Они не хотят двигаться, потому что любое движение налагает новые обязательства: чем дальше идёшь, тем больше понимаешь, чем больше понимаешь, тем больше обязан, а чем больше обязан, тем большую тяжесть нужно нести, а чем большую тяжесть несёшь, тем скорее стираешься, разрушаешься в этом мире, исчезаешь из него.
Если зерно не умирает, оно не даёт плода; только умирая, оно приносит плод. Люди боятся разрушаться, бояться умирать, тратить себя, жертвовать собой, приносить плод вечной жизни. Вóт гдé причина страха перед познанием себя.
Познание себя открывает перед человеком такие истины, которые, если им не подчиняться, обрекают его на невыносимые мучения Совести, и потому люди предпочитают лучше ничего не знать о себе, чем знать и мучиться, то есть предпочитают мучиться от вопросов, чем страдать от ответов.