Найти тему
Земля круглая, проверено!

Salvator mundi написан в России?

Все помнят эмоциональную бурю, что поднялась в канун продажи «Сальватора мунди» и после аукциона еще побушевала чуток? Люди, у которых полумиллиарда нет, не было и не будет, восприняли как личное оскорбление то, что произошло – и было таких, поруганных, может, не 7 миллиардов, но немногим меньше. Да что греха таить – я и сам был среди них, среди морально ушибленных сделкой, в которой я не был ни продавцом, ни покупателем, а являлся всего только болельщиком. И не знаю, как остальные-прочие, а я задавался вопросом– мне-то, с позволения спросить, что до всего этого? Ну, встретились мошенники, ну, надули друг друга, а почему ты, мил человек, вдруг почитаешь себя обманутым?

Точный, исчерпывающий ответ я себе так дать и не сумел, но искать таковой, наверное, надо вот в какой области: после этого аукциона нет больше ничего святого, исчезли последние ориентиры и эталоны, сгинула система координат. Короче, «бога нет и все позволено» - в этическом, эстетическом, наконец, в экономическом отношении (цена больше ни в каких отношениях со здравым смыслом не состоит). Однако, от метафизики перейдем к делу.

Насчет «барабана Страдивари», каким является «Спаситель мира», не высказывался только ленивый: дескать, продали вампуку лопоухому провинциальному врачу и разлюли-КСПшнику Рыболовлеву, который невесть как выбился в миллиардеры, а он, дурак, отдал 80 миллионов за цыганскую мазню и счастлив остался.

-2

Ну, учитывая жесткость естественного, неестественного и противоестественного отбора, которому подвергались кандидаты на членство в олигархате, идиотов среди них точно нет. А дефицит образования и эрудиции они прекрасно компенсируют исключительной мощи деловым чутьем, которое им позволяет в распропащем дерьме распознать материально-товарную ценность и с выгодой ее потом реализовать. Пел ли Рыболовлев Окуджаву и Визбора – бог весть, но если и пел, деньги он раздаривать на этом основании точно не склонен.

«Сальватор мунди» более всего смущает просвещенную публику провенансом и педигри – прошлое у него темное, а благородное происхождение чудесным образом открылось вот-вот и гарантируется только «чессловом» открывателей нового шедевра Да Винчи. Как известно, первое робкое предположение на этот счет было сделано в 70-е, в 90-е об этом заговорили уверенней, а в 2005-м взялись нарисовать публике такого Леонардо, какого она, публика, раньше не видала – такого, что сам Леонардо обзавидовался б. Вышло, прям скажем, так себе, хотя в 2008-м картину атрибутировали уверенно и окончательно: Да Винчи! В 2012 полотно было выставлено в Нацгалерее Нью-Йорка. Лежалый труп, припорошенный пеплом, тухлые глаза… Красочный слой таков, словно реставраторы обрабатывали пемзой пятки друг другу, да не успели вовремя остановиться… Надо понимать, что Да Винчи мы любим именно за отсутствие всего вышеперечисленного, а не только за то, что он - автор иллюстраций к школьным учебникам по истории средних веков и нового времени. Но Рыболовлев купил «Спасителя» именно таким – невзрачным, потрепанным, на себя непохожим. А теперь взгляните: согласитесь, разительные перемены произошли в «Сальваторе» за те 5 лет, что Дмитрий Евгенич пел ему Визбора с Ивасями?

Левый Спаситель - образца 2012; правый - после пребывания в закромах Рыболовлева.                                         
              Господь изрядно похорошел, не правда ли?
Левый Спаситель - образца 2012; правый - после пребывания в закромах Рыболовлева. Господь изрядно похорошел, не правда ли?

Я много об «Сальваторе» читал, но про это нигде не упоминалось: всюду российский миллиардер поминался в качестве образцового лоха, которого нагрел какой-то швейцарско-монакский жулик-юрист, что закупал ему картины: «Вот мне с этой стенки полотна заверните, а еще 4, 7 и 12 зал упакуйте». Но факт есть факт: в коллекцию Рыболовлева «барабан Страдивари» попал в большей степени барабаном, а вышел из нее уже полноценным «страдивари», хотя и в саморазоблачительных «стразиках» (ну, не мог Да Винчи написать прозрачную сферу да еще таким пошлым манером!).

Шар, кстати, тоже за последние 20 лет стал прозрачнее и обрел фактурность
Шар, кстати, тоже за последние 20 лет стал прозрачнее и обрел фактурность

Кожа мужичка на картине заиграла румянцем, тени оживили лицо и сделали трехмерным, стеклянный шар обрел прозрачность и придал полотну надлежащую (хотя и вульгарноватую) многозначительность: короче, повисел Христос у Рыболовлева, повисел да благородства-то и нагулял. Но, разумеется, таким продать его за полмиллиарда было все равно совершенно невозможно.

Один и тот же фрагмент картины, только эти 2 снимка Salvator Mundi разделены пятью годами: лакеи Рыболовоева не поленились и хитон Христу погладили, похоже. Это к вопросу - переписали картину или только почистили?
Один и тот же фрагмент картины, только эти 2 снимка Salvator Mundi разделены пятью годами: лакеи Рыболовоева не поленились и хитон Христу погладили, похоже. Это к вопросу - переписали картину или только почистили?

Тут мне единственным здравым кажется толкование, предложенное прогулявшимся миллионером и арт-гиком (арт-фриком?) Олегом Насобиным. Ну, прямо он об этом не писал, но из его теории глобального заговора искусствоведов прямо вытекает следующая версия событий.

-6

Рынок «искусства-люкс» давно монополизирован интернационал-масонской ложей арт-оценщиков: итальянские-французские-британские (а других нет, когда речь идет о полотнах за десятки миллионов) эксперты, дюжина-две, создают из ничего шедевры (реставраторы на даденой им тряпке чё хошь нарисуют), объявляют гениальными полотнами мусор и подделки, назначают цены, сообразуясь исключительно со своими потребностями в кэше – «Дочурке пришло время в приличный колледж Оскбриджа поступать: кажется, пора подарить человечеству Тёрнера или, лучше, Рубенса!». Конспирология-конспирологией, но время от времени скоропостижно выясняются удивительные обстоятельства: что из Эрмитажа многие годы тянули экспонаты, заменяя кустарными поделками; что в Голландии работает фабрика по производству русского авангарда, Татлиных да Кандинских, для европейских музеев; что загадочная «давинчиева деушка» на самом деле – всего лишь продавщица американского супермаркета Молли Джин – или как-то так.

-7

Склонные к крайним суждениям уверяют, что в 90-е постсоветские музеи были разграблены дочиста – полотна заменялись сделанными на коленке копиями, монеты в мюнцкабинетах замещались китайскими отливками по рупь десяток… Уличить никого и посейчас невозможно: кто разоблачит жуликов, если единственные эксперты – сами эти жулики и есть? Но, повторю, всё это – от Насобина, а уж лукавый он или нет – сами решайте.

В любом случае, оценщики всучили Рыболовлеву картину, которую Леонардо нарисовать не мог, а если б нарисовал, то сделал бы это совершенно иначе. Всегда и неизменно такие вещи продают, чтобы они навсегда (или очень надолго) осели в чьей-нибудь коллекции. В любом случае, снова быть выставленным на торги Сальватору надлежало очень нескоро – когда нынешние арт-эксперты уйдут в лучший мир, а от их репутаций не останется даже того, что останется от трупов – праха. Но Рыболовлев решил перепродать картину через 5 лет: экспертное сообщество просто вынуждено было, из соображений самосохранения, вновь гарантировать подлинность, а сомневающихся – зашикать и объявить фриками.

-8

Короче, мне представляется, что Рыболовлев провел блестящую операцию, объегорив мошенников и наварив 3 сотни миллионов вечнозеленых: если эта схема родилась в его мозгу ДО покупки картины – он гений, равновеликий Леонардо; воистину - "не ловец рыб, но ловец человеков". Но и если придумка возникла в момент, когда Дмитрий Евгенич отдавал картинку дописывать («реставрировать»), все равно – он просто Остап Ибрагимович Бендер современности. Так себе открытие, по правде говоря: весь русский Форбс – это рейтинг бендеров, состоящие в котором заняты перебендериванием соседей по списку.

Право, не знаю, нужна ли эта справка - кажется, доказательства поддельности Сальватора распубликованы максимально широко, поэтому напомню из них главные

До 1913 картины не существовало – по крайней мере, никто о ней не знал. Единственным доказательством ее ПРЕЖДЕ-БЫТИЯ является гравюра 1650 г., созданная в Праге и которая будто бы является копией с картины Да Винчи. До 2007-го даже самые благожелательно настроенные по отношению к Сальватору эксперты считали его принадлежащим кисти кого-то из учеников Да Винчи.

Слева вверху - гравюра 1650 г., дальше - первая репродукция Сальватора из каталога 1913 г, ну, и тд: последние две картинки - Сальватор 2012 и Сальватор Пострыболовлевский
Слева вверху - гравюра 1650 г., дальше - первая репродукция Сальватора из каталога 1913 г, ну, и тд: последние две картинки - Сальватор 2012 и Сальватор Пострыболовлевский

И совершенно очевидно – нынешний Спаситель Мира имеет мало общего с самим собой 20-летней давности: они даже не родственники – в смысле, подобия в одном и том же полотне, разделенном двумя десятками лет, меньше, чем в любых случайно выбранных кузенах. И, наконец: в 1500-1501 гг у Леонардо не было времени, возможности, охоты, амбиций создать такое полотно – полотно, которое могло затеваться только в качестве его Опус Магнус. Да Винчи даже купеческую жену или своих мадонн писал тяжело и мучительно долго: на Спасителе бы он завис на долге годы и современники точно бы оставили об этом сотни свидетельств. В общем, настоящим автором картины можно считать Диану Модестини, которая, похоже, и сработала картину для Рыболовлева – по крайней мере, аукционный дом признавал, что она кудесничала над полотном перед тем, как Сальватора выставили на торги и продали за 450 млн.

Если дочитали, не заскучали - лайкните, пожалуйста. А лучше - вообще подпишитесь!

-10