Зощенко прославился во многом благодаря своим занятным рассказам. Мало кто мог так писать, потомственный дворянин обладал отменным чувством юмора. Его любили читатели за смешные очерки и фельетоны.
А сам он считал свою повесть “Перед восходом солнца” лучшим из того, что написал. Произведение, во многом автобиографическое, писалось не один десяток лет. Это исповедь автора о своей жизни, маленьких трагедиях. Главный герой, депрессивный молодой человек. просто боится жить. И уже оглядываясь назад, рисует свою судьбу мрачной и трагической. В книге Зощенко упомянул и коллег по цеху - Есенина, Чуковского и Блока. В разные годы Михаил Михайлович со всеми общался и вот так оставил свои воспоминания.
Такой депрессивный писатель оказался не нужен. Власти печатать повесть запретили. Это в те времена было как профессиональное самоубийство. Зощенко сам поднес пистолет к виску.
В 1946 году ЦК ВКП(б) публично осудил журналы за сотрудничество с Зощенко. По мнению властей, Михаил был пошлым писателем, заработавшим дешевую бульварную славу. А его персонажи, не что иное, как карикатура на достойного советского гражданина. Сигнал все поняли и приняли. От него многие отвернулись. Критики взахлеб писали о несостоятельности Зощенко, как писателя. Его лишили заработков, номенклатурного пайка.
В эти годы автор выживал благодаря сапожному делу. А жена распродала все что можно.
Полегчало только со смертью Сталина. Но и тут Зощенко отличился. Он так и не принял правила игры, не вынес урока. В 1953 году Ахматова пригласила Зощенко на встречу с англичанами. Каково же было удивление обоих, когда они поняли, что иностранцы считают, что Зощенко и Ахматова давно пали под жерновами Советской власти. А писатели вышли вполне живыми. Михаил Михайлович опять поднес пистолет к виску. Он прилюдно выразил свое несогласие с решением ЦК ВКП(б) по поводу себя. После этого травля продолжилась с удвоенной силой.
Писателя снова перестали печатать. Последние годы жизни Зощенко бедствовал. Жил на даче и совершенно не писал. Его, такого мнительного человека, просто затравили.