Найти тему
Муз-инфо

В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ



В конце 1976 года Государственный узбекский театр музыкальной комедии имени Мукими показал новый спектакль «Где ты, Гульбахор?». Автор пьесы -Басит Хапилов, музыку написал композитор Тельман Хасанов, постановщик -народный артист СССР Раззак Хамраев, дирижер _ заслуженный артист Узбекской ССР Наби Халидов, балетмейстер Ш. Ахмедов. 

Жанр спектакля на афише определен как лирическая музыкальная комедия. Однако для тех, кто мало знаком с традициями узбекских музыкально-театральных постановок, следует сделать краткое пояснение. Музыкальная пьеса, музыкально-драматический спектакль понимается в Узбекистане и вообще в Средней Азии несколько иначе, чем это привычно зрителю за ее пределами. Это представление, в котором музыка как бы синтетическое действующее лицо драматургического замысла. Музыка выражает эмоции героев, комментирует происходящее на сцене, передает настроение той или иной сцены. Танцевальное, сценическая пластика являются совершенно непременными условиями для исполнителей подобных пьес. Словом, здесь присутствуют черты того, что в европейском искусстве зовется опереттой, мюзиклом, но каждое из этих определений может дать лишь отдаленную аналогию восточному музыкальному театру еще и потому, чтр национальные традиции, неразрывная связь с фольклором, оригинальный исполнительный стиль делают этот чрезвычайно популярный в народе жанр неповторимо своеобразным явлением. 

Спектакль «Где ты, Гульбахор?» представляет собой удачное воплощение многого из того, что привлекает узбекскую публику в музыкальный театр. Живо ‚ полный лирики и юмора, комедийных и даже эксцентрических эпизодов, спектакль смотрится как веселое народное представление, построенное на современном материале, с бесхитростным сюжетом, который тем не менее наполнен множеством неожиданных ситуаций и коллизий. Все это заставляет героев по-разному проявлять себя, и зрителя с неослабевающим вниманием следить за происходящим на сцене. 

Сюжет прост. Юная героиня окончила в Ташкенте медицинский вуз, должна ехать на периферию, но мать ни за что не хочет этого допустить: девушка любит рабочего парня, а мать приготовила ей другого жениха да еще собрала хороший калым к свадьбе. Парню должны вот-вот присвоить звание ударника коммунистического труда, но мать героини приходит на завод жаловаться на возлюбленного своей дочери, и торжество грозит сорваться… 

Сюжет оказался бы скучно-назидательным, если бы авторы взялись всерьез, с нажимом морализировать. Но интонация пьесы такова, что зритель сразу же понимает: никто не собирается его поучать. В соответствии с этой «интонацией доверия» в современной притче о разлученных влюбленных и слепом родительском непонимании решены и характеры героев-лирической пары, сварливой мамаши, находящегося у нее под сапогом мужа, друга-весельчака, который все устраивает, бригадира -хорошего, но чересчур прямолинейного парня... 

Художник А. Жибоедов оформил спектакль, удачно использовав простейшие средства для перевода обычной житейской «натуры» в план условной театральности. 

Немалая заслуга в том, что спектакль «Где ты, Гульбахор?» воспринимается как полное живого действия представление, близкое по духу народному комическому музыкальному жанру, принадлежит музыке. Композитор использовал каждую ситуацию. которая позволяла музыке раскрыть переживания действующих лиц или договорить то, чему в словесных репликах дан только намек. И пусть традиционные лирические высказывания Гульбахор и ее жениха . музыкальных номерах типа ариозо или песни. Нередкой в подобных случаях статики не возникает. драматургия вокальных номеров по отношению к драматургии пьесы точно рассчитана. Музыка ариозо не страдает долготами. Она лаконична, действенна. С большой изобретательностью найдено решение сцен, в которых музыка призвана обыграть сценическую ситуацию или служить неким комментарием происходящему. Тут у композитора немало находок. Такова, : примеру, любовная песня, которую поёт друг жениха, аккомпанируя себе на дутаре. Страдающий жених лежит на кровати в своей комнате в общежитии, укрывшись с головой курткой, : друг, чтобы расшевелить беднягу, берет дутар, садится на кровать и поет песню о муках любовных. Эту сцену, как и всю свою роль, превосходно, с точным чувством меры проводит заслуженный артист республики С. Пулатов. (Он же является сорежиссером спектакля). Очень хороша и сцена юмористического свадебного шествия, в котором участвует бригада молодых парней, & бригадир изображает невесту. 

Безусловной удачей композитора Тельма Хасанова является оркестрово-хоровая рами спектакля, точнее, музыкальный эпиграф, открывающий оба действия и завершающий все произведение. Эта музыка звучит мелодически свежо и столь просто. что сразу западает в память. 

-Лирическая комедия «Где ты Гульбахор?»‚-сказал Тельман Хасанов корреспонденту журнала «Музыкальная жизнь»‚-моя первая работа для музыкального театра. Театр имени Мукими предложил мне написать музыку на либретто Баста Халилова в прошлом году. Я познакомился с пьесой и с большим интересом принялся за работу. Писалась мушка легко. закончил ее в короткий срок. 

Партитура рассчитана на возможности театра имени Мукими, то есть на небольшой симфонический состав. к которому добавлена дойра -узбекский бубен. Музыка написана в распространенном народном жанре «лапар» («танцуем и поем »). Что касается ее интонационных особенностей, то я не придерживался слишком узких рамок. Мне кажется, что сегодня узбекская музыка тесно связана с родственными культурами Средней Азии. Необъятные и очень интересные интонационные возможности восточной музыки дают мне как композитору ту внутреннюю свободу, которая благотворно действует на мою работу. Интонации, ритмы, строение музыки народов Востока мне особенно близки еще и потому, что я вырос в доме, где она звучала постоянно. Сыграло здесь роль и то, что я учился на факультете народной музыки музыкального училища, играл на гиджаке в оркестре народных инструментов. На композиторском факультете Ташкентской консерватории я занимался у известных педагогов Г. А. Мушеля и Б. И. Зейдмана. Закончил консерваторию в 1972 году, представив в качестве дипломной работы концерт для фортепиано с оркестром. 

Сейчас я занят музыкальной работой трех родов: во-первых, сочиняю, затем -дирижирую оркестром народных инструментов Узбекского радио и телевидения и, наконец, выступаю в качестве певца _-исполняю песни в народной манере, и свои собственные, и пароли ые. Пишу песни для сольного, хорового исполнения, пишу танцевальную музыку. Из крупных произведений, помимо фортепианного концерта, в моем портфеле Симфоническая поэма и Увертюра для оркестра народных инструментов. Вслед за постановкой спектакля «Где ты, Гульбахор?» театр предложил мне новую работу. то пьеса. название которой можно приблизительно перевести как «Веселье весной» или «Весенний праздник». Автор либретто -Хаймат Расулов. режиссер Раззак Хамраев. Это тоже будет спектакль лирико-комедийного плана.
В конце 1976 года Государственный узбекский театр музыкальной комедии имени Мукими показал новый спектакль «Где ты, Гульбахор?». Автор пьесы -Басит Хапилов, музыку написал композитор Тельман Хасанов, постановщик -народный артист СССР Раззак Хамраев, дирижер _ заслуженный артист Узбекской ССР Наби Халидов, балетмейстер Ш. Ахмедов. Жанр спектакля на афише определен как лирическая музыкальная комедия. Однако для тех, кто мало знаком с традициями узбекских музыкально-театральных постановок, следует сделать краткое пояснение. Музыкальная пьеса, музыкально-драматический спектакль понимается в Узбекистане и вообще в Средней Азии несколько иначе, чем это привычно зрителю за ее пределами. Это представление, в котором музыка как бы синтетическое действующее лицо драматургического замысла. Музыка выражает эмоции героев, комментирует происходящее на сцене, передает настроение той или иной сцены. Танцевальное, сценическая пластика являются совершенно непременными условиями для исполнителей подобных пьес. Словом, здесь присутствуют черты того, что в европейском искусстве зовется опереттой, мюзиклом, но каждое из этих определений может дать лишь отдаленную аналогию восточному музыкальному театру еще и потому, чтр национальные традиции, неразрывная связь с фольклором, оригинальный исполнительный стиль делают этот чрезвычайно популярный в народе жанр неповторимо своеобразным явлением. Спектакль «Где ты, Гульбахор?» представляет собой удачное воплощение многого из того, что привлекает узбекскую публику в музыкальный театр. Живо ‚ полный лирики и юмора, комедийных и даже эксцентрических эпизодов, спектакль смотрится как веселое народное представление, построенное на современном материале, с бесхитростным сюжетом, который тем не менее наполнен множеством неожиданных ситуаций и коллизий. Все это заставляет героев по-разному проявлять себя, и зрителя с неослабевающим вниманием следить за происходящим на сцене. Сюжет прост. Юная героиня окончила в Ташкенте медицинский вуз, должна ехать на периферию, но мать ни за что не хочет этого допустить: девушка любит рабочего парня, а мать приготовила ей другого жениха да еще собрала хороший калым к свадьбе. Парню должны вот-вот присвоить звание ударника коммунистического труда, но мать героини приходит на завод жаловаться на возлюбленного своей дочери, и торжество грозит сорваться… Сюжет оказался бы скучно-назидательным, если бы авторы взялись всерьез, с нажимом морализировать. Но интонация пьесы такова, что зритель сразу же понимает: никто не собирается его поучать. В соответствии с этой «интонацией доверия» в современной притче о разлученных влюбленных и слепом родительском непонимании решены и характеры героев-лирической пары, сварливой мамаши, находящегося у нее под сапогом мужа, друга-весельчака, который все устраивает, бригадира -хорошего, но чересчур прямолинейного парня... Художник А. Жибоедов оформил спектакль, удачно использовав простейшие средства для перевода обычной житейской «натуры» в план условной театральности. Немалая заслуга в том, что спектакль «Где ты, Гульбахор?» воспринимается как полное живого действия представление, близкое по духу народному комическому музыкальному жанру, принадлежит музыке. Композитор использовал каждую ситуацию. которая позволяла музыке раскрыть переживания действующих лиц или договорить то, чему в словесных репликах дан только намек. И пусть традиционные лирические высказывания Гульбахор и ее жениха . музыкальных номерах типа ариозо или песни. Нередкой в подобных случаях статики не возникает. драматургия вокальных номеров по отношению к драматургии пьесы точно рассчитана. Музыка ариозо не страдает долготами. Она лаконична, действенна. С большой изобретательностью найдено решение сцен, в которых музыка призвана обыграть сценическую ситуацию или служить неким комментарием происходящему. Тут у композитора немало находок. Такова, : примеру, любовная песня, которую поёт друг жениха, аккомпанируя себе на дутаре. Страдающий жених лежит на кровати в своей комнате в общежитии, укрывшись с головой курткой, : друг, чтобы расшевелить беднягу, берет дутар, садится на кровать и поет песню о муках любовных. Эту сцену, как и всю свою роль, превосходно, с точным чувством меры проводит заслуженный артист республики С. Пулатов. (Он же является сорежиссером спектакля). Очень хороша и сцена юмористического свадебного шествия, в котором участвует бригада молодых парней, & бригадир изображает невесту. Безусловной удачей композитора Тельма Хасанова является оркестрово-хоровая рами спектакля, точнее, музыкальный эпиграф, открывающий оба действия и завершающий все произведение. Эта музыка звучит мелодически свежо и столь просто. что сразу западает в память. -Лирическая комедия «Где ты Гульбахор?»‚-сказал Тельман Хасанов корреспонденту журнала «Музыкальная жизнь»‚-моя первая работа для музыкального театра. Театр имени Мукими предложил мне написать музыку на либретто Баста Халилова в прошлом году. Я познакомился с пьесой и с большим интересом принялся за работу. Писалась мушка легко. закончил ее в короткий срок. Партитура рассчитана на возможности театра имени Мукими, то есть на небольшой симфонический состав. к которому добавлена дойра -узбекский бубен. Музыка написана в распространенном народном жанре «лапар» («танцуем и поем »). Что касается ее интонационных особенностей, то я не придерживался слишком узких рамок. Мне кажется, что сегодня узбекская музыка тесно связана с родственными культурами Средней Азии. Необъятные и очень интересные интонационные возможности восточной музыки дают мне как композитору ту внутреннюю свободу, которая благотворно действует на мою работу. Интонации, ритмы, строение музыки народов Востока мне особенно близки еще и потому, что я вырос в доме, где она звучала постоянно. Сыграло здесь роль и то, что я учился на факультете народной музыки музыкального училища, играл на гиджаке в оркестре народных инструментов. На композиторском факультете Ташкентской консерватории я занимался у известных педагогов Г. А. Мушеля и Б. И. Зейдмана. Закончил консерваторию в 1972 году, представив в качестве дипломной работы концерт для фортепиано с оркестром. Сейчас я занят музыкальной работой трех родов: во-первых, сочиняю, затем -дирижирую оркестром народных инструментов Узбекского радио и телевидения и, наконец, выступаю в качестве певца _-исполняю песни в народной манере, и свои собственные, и пароли ые. Пишу песни для сольного, хорового исполнения, пишу танцевальную музыку. Из крупных произведений, помимо фортепианного концерта, в моем портфеле Симфоническая поэма и Увертюра для оркестра народных инструментов. Вслед за постановкой спектакля «Где ты, Гульбахор?» театр предложил мне новую работу. то пьеса. название которой можно приблизительно перевести как «Веселье весной» или «Весенний праздник». Автор либретто -Хаймат Расулов. режиссер Раззак Хамраев. Это тоже будет спектакль лирико-комедийного плана.