Просыпаешься тёплым светлым утром пораньше, чтобы успеть зайти в булочную за свежим пирожком перед работой и идёшь вдоль реки Мойки, иногда, ради удовольствия, касаясь кончиками пальцев металлических эстакад, держащих на своих тёмных узорчатых плечах тяжелую железную дорогу, ведущую тебя прямиком к Неве. Таким представлял себе возможное будущее метрополитена Санкт-Петербурга гражданский инженер Пётр Иванович Балинский. Пётр Иванович знаменит не только своими интересными проектами Санкт-Петербургского, но и Московского метро. И вот, заручившись поддержкой министра внутренних дел Ивана Логгиновича Горемыкина, он, начиная с 1898 года, взялся за осуществление своего первого проекта надземного метрополитена.
Работая на широкую руку, Пётр Иванович мало беспокоился лимитами возможной финансовой поддержки от государства. Из-за чего ему и было отказано. Тогда, выдающийся инженер попытал счастья в Англии, где его проект приняли в рассмотрение и даже обеспечили крупным авансом, но делу так и не дали ход, так как с поста был снят Ивана Логгиновича, и его поддержка оказалась недействительной.
Но мир большой, и Балинский долго не скучал. Уже к 1901 году взялся за проектирование нового метро, на этот раз обратившись за помощью к Америке и непосредственно к инженеру М.А.Вернону. Всё в проекте потерпело изменения. Длина новой дороги могла составить более 100 километров. Теперь 11 надземных линий расходились лучами во все стороны Питера по набережным Мойки, Екатеринского и Крюкова каналов, проходили сквозь Сенную площадь и сходились на месте Обуховской больницы, вместо которой должен был возвыситься большой Центральный вокзал. Линии были связаны кольцевой и несколькими радиальными, что позволяло сделать площадь покрытия города максимальной, а время в дороге минимальным и сильно упростить пересадки.
Под эстакадами планировалось организовать свободные места под магазины, небольшие заведения и склады, что сводило расходы с доходами от постройки такой дороги, делая убытки незначительными с возможностью их покрытия в течении небольшого количества лет, с ежегодным доходом не менее 2,5 миллионов рублей. Если постройку всего этого пиршества технологий оценивали в 190 миллионов рублей, то спустя 76 лет инициатива должна была полностью окупиться. А учитывая, что человеческий поток увеличивался бы с каждым годом, и, вероятно, появлялись бы сторонние источники дохода, то эта цифра сильно сокращалась лет до 50.
В этот раз финансовый вопрос рассматривался куда подробнее и осторожнее.
Балинский писал:
"В наше тяжелое время невозможно заставлять бедного и среднего обывателя тратить на одни только передвижения в течение суток столько времени. Поэтому нет никаких сомнений, что в миллионных городах сама необходимость заставляет приступить к устройству в них таких путей сообщения, которые бы не зависели от всеувеличивающегося уличного городского движения, и которые бы обладали наибольшей провоспособностью и скоростью, то есть иначе говоря необходимо приступать к строительству метрополитена."
Казалось бы, власть города должна всеми силами поддерживать такой свежий и выгодный план, но главным противником идеи стала Городская Дума, ссылаясь на то, что вокзалы, порт и центр достаточно хорошо связаны. Тогда на сторону Балинского встал Департамент железных дорог Министерства Финансов, стараясь дать проекту ход, и даже в конце концов предложил передать судьбу трамвайных путей полностью в руки инженеров. В свою очередь, Городская Дума также сделала свой ход конём, и Балинский с Верноном вынуждены были вынести проект на обсуждение, судьбоносное решение в котором могла бы принять только, соответственно, Дума.
Больше об интересном в Петербурге!
Текст написан про поддержке Инклюзивных мастерских "Простые вещи" в Санкт-Петербурге. Для иллюстрации мы взяли за основу рисунки Славы -- он занимается в "Простых вещах", рисует графику и интересуется метрополитеном. Мы поболтали со Славой и он согласился поработать с нашими дизайнерами: посмотрите, какая сочная получилась иллюстрация!
Реализация проекта "Простые вещи" проходит с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.