Это произошло в Северном море, в темную холодную полярную ночь. Наш дизель-электроход "Индигирка" шел прямым курсом на Шпицберген. Мы, его пассажиры, меняли двухгодичную смену горняков на этом острове. Из Мурманска вышли поздно вечером, шторм четыре балла, "Индигирку" слегка покачивало. Шли по времени всю ночь. Остров был совсем близко, когда поступил сигнал: "S.O.S".
"Индигирка" развернулась и легла обратным курсом, указанным моряками тонущего корабля. Тонул норвежский рыболовецкий траулер. Спасти могли их только мы, других кораблей поблизости не было. Шли долго и, наконец, остановились. Мне удалось подняться на палубу. Я увидел - далеко-далеко светился, вздрагивая, маленький огонек. Это были норвежцы. Меня попросили вернуться в трюм.
Штормило, траулер кидало. "Индигирке" предстояло подойти к нему близко, но так, чтобы его не бросило на борт нашего корабля. Чалились долго, два раза неудачно. С третьего раза чалку забросили и надежно закрепили. Предстояло еще вытравить ее из воды и пришвартовать траулер к "Индигирке". И только тогда начать поднимать поднимать на борт бедствующих моряков, которые плотно столпились на носовой части траулера.
В трюме нашего сухогруза забегали все, кто был свободен: электрики, медики, повара поднимались наверх, чтобы тянуть провисшую чалку. И я увязался за ними. Никто не возражал - еще один молодой сильный парень не был лишним.
Спасательной операцией руководил капитан. На борт "Индигирки" были благополучно подняты все обитатели норвежского траулера. На тонущем корабле остался только кот. Он сидел на сигнальном фонаре, вцепившись когтями в верхушку мачты. Волны гуляли по палубе, даже рубка была наполовину подтоплена. Кот был обречен - к нему не добраться. Наступила тишина, матросы дрогнули: кто-то опустил голову, кто-то вытирал пот ....какой пот! Это были слезы!
Капитан скомандовал взять траулер на буксир, но до берегов Шпицбергена немного не дотянул - траулер стал уходить под воду. Дежурившие ночью матросы вынуждены были обрубить топором трос. Отцепленное судно накрыла волна, вместе с его последним обитателем - котом...
P.S.: Мое повествование основано на реальных событиях, происходивших в ночь с 30 на 31 декабря 1959 года на Северном море. Номер рыболовецкого траулера - 23. Хотелось бы пожелать нашим народам не забывать о дружбе и взаимовыручке и увековечить это событие памятником. Ведь дружба - она велика памятью! Представьте: на пьедестале два моряка - русский и норвежский. В руках у них спасательный круг, а под ними - кот!
Автор: Виктор Селецкий, 86 лет, Угличского района Ярославской области.
Участник Мeждународного творческого конкурса «Реальная помощь»
Об авторе от первого лица:
Виктор Селецкий - 86 летний поэт и писатель Угличского района Ярославской области.