Июнь далекого 1983-го. В главном корпусе Одесского университета на улице Петра Великого студенты-второкурсники исторического факультета пришли сдавать экзамен по источниковедению.
Восемь часов утра, а на улице уже плюс 29, значит, днем будет еще круче. Два десятка пацанов и девчонок расселись в пустой аудитории и ждут преподавателя. Молчат. Все загорелые и хмурые.
Источниковедение для историка, как сопромат для инженера. Еще тот предмет. Курс составлен без всякой логики наподобие телефонного справочника.
Куча непонятных цифр, документов, какой-то обезличенной статистики, где военно-конные переписи 19 века, перемежаются с ревизскими сказками помещиков 18 столетия. В общем, сам черт ногу сломит. Запомнить это все нереально. Все сидят хмурые и ждут преподавателя.
Источниковедение читает профессор Лев Давидович Московский – легендарная личность. Ученый с мировым именем и почетный доктор многих королевских академий Европы. На войне командовал полковой разведкой, весь изранен, носит орденские планки на пиджаке.
Правая рука после ранения весит плетью, поэтому в зачетках он что-то корябает левой. Вдовец. Много бухает. Приходит на наши лекции в черных очках и всегда с жуткого похмелья.
- Сегодня тоже будет бодуна. – Наш староста Серега Андронов вытащил из портфеля ведомости. – Давайте, нальем Давыдычу, ему тоже тяжело.
- А почему бы и нет, - зевнула наша спортсменка Алка Печалова, - все равно осенью пересдавать…
Все посмотрели друг на друга и полезли по карманам. Через пять минут выплеснули в окно воду из канцелярского графина и налили туда купленную водку, поставили дежурные цветы и разложили ведомости.
Лев Давидович опоздал на десять минут, поправил черные очки и извинился за задержку.
- Берите билеты и давайте быстрее покончим с этим…
А дальше все, как в замедленной съемке: отошел окну, затем вернулся к столу, налил полный стакан, сделал жадный глоток... закашлялся. Замахал здоровой рукой, попятился к двери и выскочил из кабинета.
- Все, - хмуро подытожил Андронов, - хана нам. Сейчас сдаст в деканате.
- Тихо, - Алка схватила графин и вылила водку в окно, - пусть сдает, никто ничего не докажет.
Она вытащила из банки цветы и налила оттуда в графин воду.
Лев Давидович вернулся через десять минут с пирожками из буфета. Налил себе на два пальца из графина и выпил… Немая сцена.
- Идите сюда Сергей, - Поманил старосту, вытащил из кармана портмоне, - сходите в магазин, купите мне маленькую. Я пока в зачетках распишусь. -Вздохнул и оглядел аудиторию. – Вам по четыре балла хватит?...
Портал для студентов www.magistr.site