Найти тему
КиноФакт

Движение вверх как снимали и что осталось за кадром. Читайте ниже..

В фильме рассказывается о легендарной победе сборной СССР над американцами в финале мужского баскетбольного турнира на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году. В основу картины легла автобиографическая книга великого баскетболиста Сергея Белова «Движение вверх». Кроме того фильм стал первым российским фильмом, заработавшим 2 млрд. рублей.

Консультантами проекта выступили участник золотого матча Иван Едешко, а также сын Сергея Белова, Александр, который исполнил небольшую роль (игрока сборной СССР Геннадия Вольнова) и стал постановщиком всех игровых баскетбольных сцен в фильме. «У нас были невероятные консультанты, – вспоминает Владимир Машков. – С нами всегда был Александр Сергеевич Белов, сам – баскетболист, невероятного таланта человек. Я за ним наблюдал, он подробно разводил баскетбольные сцены, и каждая была максимально близка к тому, как это было на реальной игре. Также с нами очень часто был Иван Иванович Едешко, он утверждал некоторые ключевые реплики. У нас были распечатки с его ценными наставлениями».

-2

«Подготовку к проекту я начал с внимательного многократного ознакомления с игрой. Я ее пересмотрел раз 500, я не шучу, – признается режиссер картины Антон Мегердичев. – И понял, что смотреть ее интересно, что даже в таком документальном виде она прекрасна! Потом я начал думать, как перевести игру на язык блокбастера. В ней этот потенциал был очевиден, оставалось только адаптировать ее для кинематографа. И месяца два я посвятил тому, что подробно расписывал игру, вербализировал, превращая в третий акт картины. Этот вариант сценария потом читали продюсеры, актеры, и материал, к счастью, их зажег».

-3

Однако это было лишь начало работы. Финальная версия сценария фильма была аж 22-й по счету. Съемочный период начался в июле 2016 года и продолжился до ноября. На подготовительном этапе в течение полугода оператор и режиссер производили тестовые съемки баскетбольных сцен в поисках наиболее выигрышных выразительных средств. В том числе Игорь Гринякин пробовал снимать, передвигаясь на роликовых коньках. Снятые таким образом сцены вошли в фильм.

-4

«Съемки баскетбола были беспрецедентными, – делится впечатлениями продюсер Леонид Верещагин. – Выскажу мнение, что так баскетбол не снимал еще никто в мире. Оператор–постановщик Игорь Гринякин сумел погрузить зрителя в эпицентр этой очень динамичной игры. Камеру необходимо было научить летать быстрее мяча, так как вся драма происходит на его кромке. Игорю и его команде это удалось блестяще».

-5

Баскетбол снимали 6 операторских команд на 6 камер – уникальный случай в отечественной киноиндустрии. Перемещавшаяся по тросам под потолком камера-«паук» отвечала за скорость и географию спортивных элементов. Систему для камеры-«паука» с нуля создали молодые инженеры из МГУ. Она быстрее, мобильнее и дешевле всех зарубежных аналогов.

-6

Другая камера постоянно находилась в гуще событий, будучи «шестым» игроком на поле. Третья работала на крупные планы, четвертая снимала исключительно соперников советской сборной. Еще одна камера отвечала за рост и ракурс и, наконец, камера-«рапид» фиксировала происходящее, замедляя время. Воедино все сигналы с площадки сводила синхронизирующая аппаратура Q-take. Под потолком спортивных арен было подвешено 800 кВт теплого света, что позволило снимать в высоком разрешении 4К.

-7

«Мы это сняли с профессиональными баскетболистами, – продолжает Мегердичев. – Реконструировали игру, изначально ее усилив. Мы сказали себе: «А давайте представим, что это хоть и 1972 год, но каждый игрок обладает всем арсеналом, что есть в современном баскетболе». Нам нужно было сделать игру максимально красивой».

-8

Число актеров массовых сцен в некоторые дни достигало 500 человек. «Это было впечатляюще, – говорит Владимир Машков. – На площадке были также актеры массовых сцен. Их было по 500–600 человек, которые действовали в зале в жару. Градусов под 50 там было всегда…». Тем не менее в кадре зрители видят куда больше зрителей, чем 500 человек, потому что компания CG Factory под руководством Александра Горохова создала систему клонирования массовки, позволяющую работать с фотореалистичными персонажами. Ее использовали на сверхобщих и средних по крупности планах.

-9

В рамках подготовки к съемкам исполнители главных ролей тренировались по несколько часов в день на протяжении нескольких месяцев. «С того самого дня, когда мне предложили сделать пробу на Сергея Белова, я и начал тренироваться, – рассказывает актер Кирилл Зайцев. – Я посвящал баскетболу все свое свободное время. Я начал качать ноги, как Сергей Белов, чтобы увеличить прыжок и исполнить мечту школьных лет – забить сверху в стандартное кольцо высотой 3,05 м от паркета.

-10

Я смотрел много видео на YouTube: мастер-классы Белова и ролики, где темнокожие баскетболисты обучают дриблингу и другим элементам. И просто много играл – неважно с кем (со взрослыми мужиками или со сверстниками), неважно где (на улице или в зале) – я играл в баскетбол. В таком режиме тренировок я провел 8 месяцев. Когда меня утвердили (и это, конечно, было абсолютное счастье!), я уже набрал какой-то уровень и продолжил заниматься, разучивая уже конкретные комбинации для фильма».

-11

Финальный матч – кульминацию картины – репетировали 6 месяцев, предварительно разложив на 300 игровых эпизодов. Режиссер и оператор «разрезали» всю игру на секунды и для каждого мгновения придумали свой ракурс. Сами съемки финальной игры продолжались месяц.

-12

«Сложнее проекта у меня не было, – признается Антон Мегердичев. – Апофеозом стал эпизод «3 секунды». Это был самый серьезный вызов в моей карьере. И в драматургическом отношении, и в отношении технологий. В картине эпизод длится 7–8 минут, а снимали мы его несколько дней. Участвовало безумное количество народа, я имею в виду массовку, изображающую болельщиков. Мне приходилось придумывать всевозможные команды, какие-то кодировки, чтобы управлять толпой, делать ее адекватной тому, что происходит во время игры. Очень сложно было несколько дней подряд повышать накал, вводить людей в экстаз, соответствующий последним секундам грандиозного действа».

-13

«Баскетбол оказался крайне киногеничным видом спорта, что стало для нас сюрпризом: приступая к съемкам, мы об этом даже не подозревали, – говорит продюсер Леонид Верегащин. – Но картина не про баскетбол. Спорт здесь выступает системой координат, в которой развиваются понятные каждому зрителю человеческие истории. Мы старались рассказать их увлекательно и с подлинным чувством».

-14

Специально для проекта было пошито более 500 костюмов – «гражданских» и спортивных комплектов. На актерах массовых сцен также можно увидеть винтажную одежду конца 1960-х – начала1970-х годов. Для главных героев было создано по 4 комплекта игровой формы, а также спортивные костюмы и повседневные образы.

-15

Для эпизодов мюнхенской Олимпиады была воспроизведена историческая форма спортсменов из десятка стран. Кроме того, для картины заказали более 20 «исторических» баскетбольных мячей, сделанных по советским стандартам для международных соревнований, а также специальные мягкие мячи, использовавшиеся во время съемок трюков.

-16

Понравилась статья! Не забудь поставить лайк и подписаться на канал, чтобы отблагодарить автора!