Один из ключевых признаков кризиса трех лет – истерика у ребенка. Чтобы понимать, как успокоить ребенка, и почему он себя так ведет, важно знать, какие виды истерик бывают. Как себя правильно вести во время истерии и как реагировать на поведение ребенка.
Как избежать истерики, и почему это неизбежная часть развития детей – читайте в этой статье!
Прежде всего, каждому родителю нужно понимать, что у каждой истерики есть свои причины. И поверьте, это абсолютно объективные причины. Ни один ребенок не устраивает истерику просто так, для того, чтобы просто позлить родителей или сделать им неприятное.
И поэтому родитель должен не просто знать причины возникновения истерики у ребенка, не просто знать, что с этим делать, но и помочь ребенку успокоиться, помочь ребенку исправить ситуацию, и сделать все возможное для того, чтобы ребенок не чувствовал себя плохим.
Итак, какие же основные виды истерик бывают?
1) Физиологические – это голод, усталость, болезнь, когда наш ребенок просто элементарно хочет пить, есть, неважно себя чувствует. В такой момент ребенку нужно максимально оказать помощь, обеспечить его нужды, обнять, поцеловать, объяснить ему, что с ним происходит, что он плачет не на пустом месте. Скажите своему ребенку, что вы знаете, что он хочет пить, есть, и как только будет возможность, вы непременно все ему дадите. Ни в коем случае не злитесь и не рассказывайте, как вам в этой ситуации тяжело. Потому, что в этом возрасте ребенок не может понять чувства и тяготы родителей.
2) Второй вид истерики – разочарованность в своих силах, когда у ребенка что-то не получается, он начинает истерику. И в этом случае задача родителя помочь ему с ней справиться, разделить какую –то одну большую задачу на несколько маленьких задач, когда один огромный процесс превращается в посильный для ребенка пошаговый процесс. Рассказать ему, что у вас тоже не всегда все получается, но вы стараетесь, а также предложить ему сделать это вместе.
Иногда дети в возрасте 2-3 лет не хотят что-либо делать вместе, говорят: я сам. Тогда позвольте ему сделать это самому, позвольте ему ошибаться, поговорите с ребенком о его чувствах, что он сейчас ощущает на том уровне, на котором он, в силу своего возраста, сможет вам объяснить. И постарайтесь в следующий раз, когда вы увидите, что ваш ребенок чем -то занимается или вы знаете, чем он будет заниматься, подготовить процесс таким образом, чтобы он был ему посильным.
Если ребенок постоянно устраивает истерику в период, когда нужно одеваться, вы куда-то торопитесь, то вам нужно думать об этом заранее, например, пораньше выходить. Нужно дать ему право выбора на то, что он оденет. Помните, очень важно постоянно давать ребенку право выбора, позволяйте ему принимать самостоятельные решения, чувствовать свою важность в тот момент, когда он может сам проявить свою свободную волю. Для того, чтобы в тех ситуациях, когда все-таки вам придется на чем-то настоять своем, для него это было не так болезненно.
3) Есть и такие виды истерик, когда так сказать ребенок «проверяет вас на прочность» Когда он, своего рода, пытается вами манипулировать и добиваться своего. И в этот момент родителям очень важно устоять.
Чем отличается обычная истерика от истерики, при помощи которой ребенок хочет добиться чего – то своего? Когда ребенок хочет чего-то определенного добиться, и использует для этого истерику (слезы, капризы) как способ осуществления задуманного, это все прекращается в ту же минуту, когда родитель дает ему то, что он хотел. В данной ситуации родителю важно показать границы допустимого: например, пока ты не успокоишься, мы этот вопрос не решим. Нужно убрать предмет раздражения, увести ребенка в другую комнату, показывать ему, что есть вещи, в которых вы будете непреклонны. Не меняйте своего мнения или если вы решите изменить свое мнение, то покажите ребенку, что вы это сделали с определенным посылом, и будет определенное действие, и противодействие.
Что же делать, если ребенок впал в истерику? Первое: успокойте себя, скажите себе: я взрослый, я справлюсь. На физиологическом уровне у взрослого человека при детском плаче вырабатывается гормон кортизол. Это гормон стресса, и реакция на этот гормон природная у всех людей: бей, беги, замри. И для того, чтобы справиться с этой реакцией, взрослому человеку нужно уметь контролировать свои эмоции и понимать, что сейчас происходит с ним, как он должен сейчас себя вести с ребенком, потому что, если у вас не будет четкого понимания того, что вам делать, то вы можете не лучшим образом отреагировать на истерику ребенка, поддавшись нашим инстинктам.
Перед тем, как предпринять любое действие, сделайте глубокий вдох, выдох, поднимите голову вверх, выпейте стакан воды, если у вас есть такая возможность, успокойте себя. Затем подойдите к ребенку, присядьте так, чтобы быть с ним на уровне глаз, обнимите своего ребенка, и скажите ему, что понимаете, что он сейчас устал, разгневан. Проговаривайте эмоции, который может испытывать ребенок, этим самым помогая ему понять, что с ним происходит. Если ваш ребенок пытается вырваться, не дайте ему это сделать, обнимайте, поглаживайте ему спинку, скажите, что вы его любите, что знаете, как решить эту ситуацию.
Родитель должен спокойным голосом рассказать ребенку, какой выход будет из этой ситуации. Найдите неординарные способы рассказать ребенку, что вы будете делать дальше. Сфокусируйте его внимание на чем – то другом, новом, интересном.
Второе: бывает так, что после всех ваших попыток успокоить ребенка, его истерика не проходит. Тогда берите ребенка и выводите его из того места, где есть раздражитель. И продолжайте ему ласково объяснять, что вы сейчас будете делать, как вы можете ему справиться с его состоянием.
Третье: немало важно родителям помнить, что не нужно реагировать на окружающих, если истерика ребенка происходит в публичном месте. Вы должны четко понимать, что вам нечего стыдиться, что человек, который может кого - либо упрекать, особенно родителей в момент истерики их ребенка, либо сам в детстве был ребенком, которого никто не понимал, либо у него нет пока детей. И он не знает, что все это неизбежные этапы развития ребенка.
Поэтому не реагируйте на чужую критику, помните: есть только вы и ваш ребенок. Он самый главный для вас человечек, с которым вам сейчас нужно решить конкретный вопрос.
Четвертое: одна из самых распространенных ситуаций, когда истерика возникает в магазине, ребенок начинает все хватать с полок и требовать купить ему это и это. Для того, чтобы предотвратить истерику в магазине, очень важно придерживаться двух достаточно простых правил: первое, когда вы идете в магазин у ребенка всегда должно быть что-то в руках, лучше если это будет его любимая игрушка. Этим самым вы снижаете риск, что он будет что-то хватать с полок. Второе, если вы решили купить что – либо ребенку в магазине, ограничьте ему выбор из двух единиц. Потому, что очень часто ребенку трудно определиться с выбором, у него нет четкого понимания, что он хочет, и он начинает кричать, что хочет все.
Если все – таки в магазине происходит истерика, вы просто берете своего ребенка, при этом не обращая ни на кого внимания, выводите его из магазина, другими словами, убираете объект его раздражения.
Что же нельзя делать во время истерики?
Первое, это нельзя уходить от проблемы, когда родитель делает все, лишь бы ребенок не впадал в истерику, то есть делает так, как хочет ребенок. Таким образом, когда мы делаем что-то в ущерб своим желаниям, когда мы не можем найти компромисс в сложившейся ситуации, то этим самым показываем своему ребенку, что он может добиться всего, начиная капризничать. Понимайте, ничему хорошему этим самым вы своего ребенка не учите.
Второй момент, нельзя добиваться победы любой ценой, когда родитель любым способом пытается доказать ребенку свой авторитет. Показывая, что как он сказал, так и будет. Таким образом вы тоже не учите ребенка сотрудничеству. Вы учите его тому, что взрослый человек или старший всегда авторитет, как сказал, так и будет (в будущем это может быть более взрослый друг, начальник).
Важно всегда помнить очень важный момент, у каждого ребенка после истерики очень глубокое ощущение, что он плохой. Поэтому, родителю важно это ощущение убрать. И всегда стараться, чтобы это ощущение ребенок не испытывал или испытывал как можно реже.
Дети должны чувствовать себя хорошими, любимыми, и тогда они с готовностью идут на сотрудничество и лучше себя ведут
В связи с этим, важен ритуал примирения с вашим ребенком: подойдите и скажите ему - давай мириться, или мирись, мирись и больше не дерись, или что-то другое в этом роде. Или обнимайте его и говорите, что любите его.
Необходимо прийти к здоровому компромиссу: нужно уметь объяснить ребенку, что у вас есть свои желания, у него свои, и вы вместе можете найти компромисс или какой-то способ, чтобы было хорошо и вам и вашему ребенку. Учите своего ребенка такой модели поведения, и в дальнейшем он будет использовать ее и с другими людьми на протяжении всей своей жизни.