За более 500 лет существования эта картина Рафаэля Санти неоднократно меняла свой облик. И только к середине ХХ века выяснилось: её автор и не догадывался, что она будет известна нам как «Дама с единорогом».
Рафаэль написал портрет молодой женщины, чьё имя мы не знаем о сих пор, в 1504-06 годах. В Лувре хранится эскиз этого полотна, на котором видно, что у портретируемой в руках ничего нет — они аккуратно сложены. А теперь ещё раз взгляните на руку, держащую единорога, на известном нам портрете — вам не кажется, что она написана как-то неумело, не под стать великому Рафаэлю?
Так и было — спустя несколько лет её переписал другой художник, чтобы «посадить» на руки девушке небольшое животное.
Но это был не единорог — на рентгенограмме картины видно, что это была собачка. В живописной традиции собака — символ супружеской верности, и исследователи предполагают, что животное было дописано для придания дополнительного смысла портрету.
Может, картину решили немного подкорректировать, чтобы преподнести её как свадебный подарок?
Но спустя несколько десятилетий работу снова изменили — поверх собачки написали единорога. Кому и зачем это понадобилось? Возможно, изображение собаки было повреждено, и заказчик или художник решили внести какой-то фантастический элемент, не исказив смысл полотна. Согласно мифологии, единорога может приручить только девственница, что и намекает на непорочность девушки.
Но и это ещё не всё — в начале XVII века единорога закрасили, написав вместо него деревянное колесо, а на плечи девушки накинули мантию.
Это атрибуты святой Екатерины Александрийской, и более 200 лет эта картина считалась изображением святой и под этим названием числилась во всех каталогах мира.