Люди всякие нужны, люди всякие важны. Особенно сегодня, когда выбор профессий не так уж и велик. И это не смотря на их разнообразие: менеджер, экономист, мерчендайзер, метранпаж (впрочем, таковского товарища уже, наверное, и в природе нет), ихтиолог, геодезист, врач. По сути большинство выпускников вузов сегодня сталкиваются с выбором лишь трёх видов деятельности, востребованных донельзя: продавец, охранник, уборщица. Эти люди всегда найдут себе работу и не так важно, что на ней человек практически не развивается, исходя из природы тех обязанностей, которые он должен выполнять.
Но есть у нас, например, и суперпрестижные профессии - военные, госслужащие и прочие гос-... Это в общем-то и не профессия, а образ жизни. Элита общества. И хотя я не поклонник Владимира Соловьёва с его четвергно-воскресными трелями, но мне очень понравился его вопрос министру образования: "А, может быть, мы скажем учителям, что они не хуже военных и госслужащих? Что они ТАКИЕ же люди?".
Да, учитель, каков он есть сегодня? Что это за профессия? В чём её суть... И раньше, и сегодня многим кажется, что учитель - это тот человек, который делится знаниями. Но тогда почему из стен школ, сузов и вузов выходят люди с абсолютно разным уровнем знаний, личностными установками и ценностями? Ведь обучали их одни и те же люди. Да дело и не в людях-то вовсе. Сегодня уже совершенно невозможно передать человеку какие-то знания. И не только по причине того, что человек не хочет их брать, а по причине того, что знаний стало настолько много, что они уже не вместятся в какой-либо голове, но их количество при этом с каждым годом растёт бешеными темпами. И речь идёт об избирательности знания: каждый сам выбирает то, что он хочет знать, а что он знать не обязан. Это тоже не очень прелестно, поскольку есть некий базовый фундаментальный набор, который стыдно не знать. Например, когда началась вторая мировая война или что было в 1812 году, кто такой Иван Грозный, и чем знаменит Огинский, и уж самое примечательное - кто же написал его полонез? И вот вдруг выясняется, что молодёжь наша отнюдь не готова к таким серьёзным интеллектуальным испытаниям! А кто виноват? Ну, конечно, "учителя". Они у нас всегда причина всех зол, конечно, после врачей, правительства и евреев.
Эти самые учителя, которые силой что-то вдалбливали, где-то заставляли и в течение длительного времени тренировали память своих обучаемых, а она взяла и отказала в определённый момент, просто потому, что таково её свойство - отказывать. Однако же сколько лет мы всё тренируем её и тренируем, зачем-то зазубриваем стихи наизусть, а то ещё и выдаём их в качестве наказания за провинности... Хорошо звучит: стихи в наказание - кто же потом добровольно будет себя наказывать? Вот и получается, что дело не в школе, не в знаниях, не в программе, а в человеке, как всегда. Не каждый может и должен быть учителем, не каждый, кто в профессию пришёл, достойных обучаемых нашёл...
Да-да, здесь есть и обратная сторона проблемы: не тот контингент. Не фига не знают - плохой учитель... или... плохие обучаемые. Но дело в том, что других нет и не будет, да и люди за тысячелетия не так-то уж сильно поменялись. НЕ будет хорошеньких и беленьких учащихся лапочек - дети на то и дети, даже если учатся они в 50 годиков.. а тут уже и память сама по себе отказывает (не я так думаю, обучаемые о себе так говорят).
Так зачем учиться? И зачем же нужны учителя? Нет, не для памяти вовсе и не для передачи пресловутых знаний, строго меняющихся уже даже не каждые пять лет.
Недавно пришлось столкнуться с мнением, что детский сад в отличии от школы воспитывает детей, а вот у учителя это якобы не так: отвёл уроки и пошёл домой. Конечно, такое бывает, но только это плохой учитель, точнее, и не учитель, а часодаватель. И между тем именно в этой аналогии скрывается суть учительской профессии - не только сегодня, а всегда. Учитель вышел за дверь и процесс его взаимодействия с учениками не закончен, он не два дня длится, он на года - на всю его учительскую жизнь и жизнь его учеников. Стоит только увидеть через годы курящую и выражающую злую лаю матерную Марь-Ивановну где-нибудь в кафе и осадочек останется, останется навсегда. Что же учитель не человек? Ему нельзя? Человек, но нельзя, ибо не расслабление это, а пример того... того, какими мы быть не должны, а тут вряд ли кто-то поспорит - что не должны быть мы физически больными людьми, не должны быть мы людьми самовольно снижающими качество своей жизни. Причём здесь сигареты и матюги - да всё при том же: язык любви не выражают матом и дым от сигарет грозит не только раком. И заботясь уже не столько о себе, сколько о своих учениках, учитель здесь всему пример. Он всегда на виду и сродни священнику, который врачует человеческие души, без права на дискредитацию подобного рода.
Но это то, каким учитель должен не быть, а каким же он должен быть? Точнее, чего в нём такого особенного, что открывает его сегодняшнюю нужность? Ну понятно - выглядит опрятно, и юмором искрится невзначай, бабуле поднесет авоську и вежливо нальёт коллегам чай... Всё это выглядит стандартно, а потому не камильфо нам обсуждать его достатки, когда ему не так легко. Однако ж! Современный учитель направлен на научение мыслить, тревожить, будоражить умы, заснувшие отнюдь уже не над русскими книгами, а над планшетом или телефоном. Поди ж разберись в этом потоке мыслей, особенно, когда актуальными становятся мысли, навязанные масскультом: "Где взять пивка, бабла и женщин, пусть третьеклассник я пока!Ах, жизнь, увы, так коротка". Фонвизинское "не хочу учиться, а хочу жениться"цветёт и процветает. Но главное при всех этих попытках пробудить мысль, ты вдруг обнаруживаешь, что даже если тебя и слушают, и даже слышат, то ничего как-то не меняется, как-то не идёт вперёд, то есть как бы диво не были хороши твои слова, как бы не сеяли они разумное, доброе, вечное, а их никто не применил, они развеялись по ветру и улетели куда-то в бездну, которая так и хочет всмотреться в тебя. А, может быть, всё дело в том, что учитель как-то забывает о личной ответственности каждого за прожитые с разными целями годы. Имеющий уши да услышит, имеющий очи да увидит... Учителя не Боги, а лишь помощники в сфере самоопределения сквозь призму своего предмета... и память тут играет отнюдь не первую и даже не вторую скрипку. Иными словами, их предназначение сегодня сродни действиям доброй Крёстной из сказки "Золушка": "Я дам тебе и туфельки, и платье, карету с кучером сооружу, иди на бал, кружись в объятьях и воплощай свою мечту!". Всё дело в том, что ценности у каждого свои и мир весьма многообразен, но голоса души всегда звучат лишь от души. Там в глубине скрывается что-то лучшее в человеке, даже если он считает, что "Муму" написал Бунин, он же "размышляющий у парадного подъезда". Но так или иначе лишь в нахождении своего призвания, в слушании этих внутренних голосов своего я куются настоящие люди. Поэтому здесь дело вовсе не в соответствии мнений учителя и ученика или в отсутствии изменений от полученной информации, а в поиске человеком самого себя, своего ИНДИВИДУАЛЬНОГО смысла! Иными словами, учитель помогает ученику стать самим собой, что расширяет и само значение слова учитель. Да, бывает учитель-словесник, бывает математичка, а бывает учитель самоопределения, поиска себя и, порой, без диплома... Хотя таковым должен быть каждый! Но, к сожалению, у нас перед тем, как становится педагогами, экзамены на человечность и любомудрие не сдают, да и принять их не смогут, а оттого ошибки учителей и родителей будет исправлять жизнь - всё так же направляющая к истинному самому себе! И там уже будут другие учителя, только без дипломов, но, справедливости ради, иногда учителя хорошие, что ещё раз возвращает к мысли об учительской стезе, учительском предназначении и любимом кресте. Средь тысяч дорог найти лишь одну, известную только ученику! Иными словами, учитель, друзья, - лишь тот, кто помог обнаружить себя... Он помог стать самим собой! Хороших Вам учителей... И лучше пусть это будет не сама жизнь, а люди с любящим сердцем и думающей головой!
______
*Ловить Хайп - означает всеми путями добиваться популярности в интернете, чтобы на этой волне срубить немножечко кэша.
Даже один Ваш лайк помогает мне встретиться с новым читателем.