Найти в Дзене
Societé Turbo

Чешский "Муравей" Čezeta 505

Хорошо известный у нас тульский мотороллер "Муравей", конечно же был не единственным трехколёсным грузовым мотороллером. В дружественной социалистической Чехословакии выпускался аналогичный мотороллер Čezeta 505. Вот что писал о нём журнал За Рулём в 1962 году (ЗР 5/62 стр.17):
На заводе в Страконице (Чехословакия) начался выпуск новых грузовых мотороллеров "Чезета-505", предназначенных для транспортировки лёгких партионных грузов на небольшие расстояния, доставки товаров в магазины и на дом, а также использования во всех тех случаях, когда перевозка малых количеств груза становится нерентабельной даже в микроавтомобилях с грузопассажирскими кузовами. Грузовой мотороллер создан на базе известного мотороллера "Чезета-175", но существенно отличается от своего прототипа. Интересный получился мотороллер. Стиль оригинальной Чезеты, как и уникальная фирменная особенность - топливный бак в переднем крыле, были сохранены, в результате получился самобытный, запоминающийся и достаточно элеган

Cezeta 505
Cezeta 505

Хорошо известный у нас тульский мотороллер "Муравей", конечно же был не единственным трехколёсным грузовым мотороллером. В дружественной социалистической Чехословакии выпускался аналогичный мотороллер Čezeta 505.

Вот что писал о нём журнал За Рулём в 1962 году (ЗР 5/62 стр.17):

На заводе в Страконице (Чехословакия) начался выпуск новых грузовых мотороллеров "Чезета-505", предназначенных для транспортировки лёгких партионных грузов на небольшие расстояния, доставки товаров в магазины и на дом, а также использования во всех тех случаях, когда перевозка малых количеств груза становится нерентабельной даже в микроавтомобилях с грузопассажирскими кузовами. Грузовой мотороллер создан на базе известного мотороллера "Чезета-175", но существенно отличается от своего прототипа.
Чертёж Cezeta 505 с размерами
Чертёж Cezeta 505 с размерами

Проспект предприятия Motokov
Проспект предприятия Motokov

Интересный получился мотороллер. Стиль оригинальной Чезеты, как и уникальная фирменная особенность - топливный бак в переднем крыле, были сохранены, в результате получился самобытный, запоминающийся и достаточно элегантный для машины такого типа вид.

Кроме обычного типа с грузовой платформой в интернете можно найти фотографии удивительных трициклов "Чезета" с кузовами разных типов, кабинами или вовсе футуристические транспортные средства в аэрокосмическом стиле тех лет.

Мне известно про некоторые из них. Фотография ниже демонстрирует 2 опытных экземпляра - пассажирская рикша и грузовой "холодильник". Эти лёгкие транспортные средства, нужно отметить, выглядят очень цельно и стильно, я даже затрудняюсь сказать, какой из них мне нравится больше. Созданы они были ребятами из профессионального технического училища предприятия Karosa, но, к сожалению, в серию не пошли, простояв "памятниками" в холле училища. А зря! В те времена езда на трицикле по городу выглядела совершенно естественной, вспомните трёхколёсные почтовые мотороллеры СССР. И я думаю, что их ждал хороший спрос.

Опытные образцы, изготовленные руками учеников ПТУ предприя Karosa
Опытные образцы, изготовленные руками учеников ПТУ предприя Karosa

Другой пример - Čezeta 505 Budka. Уже из названия легко догадаться, что эта машина - аналог нашего ТГ-200 c кабиной. И судьбы у них получились аналогичные. Дальше изготовления небольшой опытной партии дело не пошло.

Опытный образец мотороллера с кабиной.
Опытный образец мотороллера с кабиной.

Но тут причина была не столько в бюрократии, сколько в том, что 245 килограммовый мотороллер без кабины был способен на 60 км/ч. Допонительный вес от кабины еще больше снижал тягово-динамические характеристики и ставил их на грань приемлемости.

Но и на обычный безкабинный вариант мотороллера простой покупатель мог только облизываться, читая журнал или посетив выставку. Как пишет чешский портал Idnes:

Tříkolky Čezeta se prodávaly pouze organizacím, do individuálního vlastnictví občanů se dostávaly až sekundárně při vyřazování od příslušných národních podniků, družstev atd.
Трехколесные мотороллеры Čezeta продавали только организациям, в индивидуальную собственность граждан они попадали при списании с соответствующих национальных предприятий, кооперативов и др.

Получается, что простой гражданин не мог купить такой грузовой мотороллер, а должен был, при наличии у него большой необходимости, "доставать" бывшую в употреблении технику "по блату". Чтож, все для народа!

Технические характеристики Čezeta 505

Мотор: двухтактный с воздушным охлаждением
Количество цилиндров: 1
Размеры цилиндра (mm): 58х65
Рабочий объем см3: 172
Степень сжатия: 7.4:1
Максимальная мощность: 8,5 л.с. при 4250 об/мин
Крутящий момент: ? Нм при ? об/мин
Запуск: дина-стартер
Карбюратор: ?
Количество скоростей: 4
Размеры (mm): 2700*1220*1020
Высота по седлу (mm): 760
База (mm): 1750
Дорожный просвет (mm): 180
Объём бака (л): 12
Колёса: 3.25 x 12“
Передняя подвеска: рычажная вилка
Задняя подвеска: балансирная с качающимися полуосями
Ход передней подвески (mm): 100
Ход задней подвески (mm): 100
Передний тормоз: барабанный
Задний тормоз: барабанный
Сухая масса (кг): 254
Максимальная скорость (км/ч): 60
Грузоподъемность (кг): 300
Контрольный расход топлива (л/100км): 6,5
Время прохождения 400м (c): ?

Остаётся добавить, что недавно производство мотороллеров Чезета было возобновлено, правда не в недружественном двухтактно-бензиновом исполнении, а в эко-толерантном электрическом.

Современная электрическая Чезета
Современная электрическая Чезета