Найти тему
istorii

Дождь лягушек изо рта

Подростки и молодежь стали гораздо грубее. Чтобы это заметить, не нужно проводить научных исследований. Достаточно просто выйти на улицу и прислушаться к тому, о чём, и главное, как разговаривают между собой парни и девушки. Лет двадцать назад даже самая отъявленная дворовая шпана обычно не ругалась при женщинах. Помните сказку про ленивицу, у которой изо рта, когда она начинала говорить, сыпались лягушки, жабы, змеи - короче, «гады ползучие», спутники ведьм и колдунов, существа из преисподней?

Часть 1.

Лет двадцать назад даже самая отъявленная дворовая шпана обычно не ругалась при женщинах. А если у кого то слетало с языка матерное слово, дружки, форся перед девушкой, принимали стыдить своего не сдержанного приятеля.

Да что там двадцать лет назад, перечитайте педагогическую поэму Антона Семёновича Макаренко, ту часть, где он рассказывает о первых самых трудных месяцах приучения бывших беспризорников, когда они пытались устроить из трудовой колонии воровскую «малину».

На что под большим секретом нажаловались Макаренко девочки, что их так шокировало? Они прошли огонь, воду и медные трубы, видели столько страшного, голодали, холодали, остались сиротами. Казалось бы им уже всё должно быть как слону дробина и тем не менее девочки не могли пережить, что мальчишки при них матерились.

Бедняжки не знали, куда деваться от стыда, большинство людей, сейчас, сочтёт это выдумкой досужим домыслом автора. А ведь так действительно было, хотя это и не вериться.

Психолог утверждает, что брань то есть ругательство это позывные ада. Дело в том, что традиции всегда имеют глубокий смысл, другое дело, что мы не всегда его улавливаем и что то может нам показаться не понятным даже глупым, а какие то действия мы выполняем, автоматически считая, что принято так и всё тут.

-2

Один из наиболее известных примеров традиции - обмен рукопожатием. В средние века европейцы от которых мы переняли это, демонстрировали таким образом, что руки их свободны от оружия. И хотя тот древний смысл утрачен, основное значение ритуала осталось неизменным. Рукопожатие выражает дружеское отношение и наоборот, отказ от рукопожатия говорит о не приязни.

-3

В 19 и 20 веке было такое выражение «нерукопожатная личность» так назывался всеми презираемый человек. Но кроме бытового и психологического, у большинства обычаев, есть ещё и религиозно-философский смысл. Ведь та или иная религия на протяжении многих веков определяла весь уклад многих народов. И нормы поведения этих народов естественно не брались с потолка.

Помните сказку про прилежную падчерицу и ленивую дочку, она существует в разных вариантах, но сюжет одинаков. Мачеха выгоняет падчерицу из дома. Девушка попадает к волшебнику. И волшебником награждается за своё смирение и трудолюбие. Но в частности награда состоит в том, что стоит ей открыть рот, как изо рта выпадает или драгоценный камень, или монета или цветок, в общем нечто драгоценное.

-4

Ленивица же, которая и знает что только браниться бывает наказана, из её рта начинают сыпаться: жабы, лягушки, змеи в общем разные гады, спутники ведьм и колдунов.

То есть если вдуматься в смысл этих сказок, брань ассоциировалась у наших предков с адом, не больше и не меньше. И в этом на самом деле нет ни чего удивительного . Ведь одно из наименований Бога у христиан это слово. Стало быть плохие слова, ругательства оскорбляют не только того кому они предназначены, но и Самого Бога это хула на Духа Святого страшное кощунство, которое не проститься человеку ни когда.

Вот почему девочки, описанные у Макаренко, так остро реагировали на сквернословие мальчишек. Хотя в 20 годах после революции религиозные нормы сильно пошатнулись, но многое ещё цело. Но если понимание смысла традиций утрачивается, они лишаются своего фундамента и с каждым поколением ослабевает всё больше.

И вот возникает совсем другой взгляд: мат - это путь к свободе. Может действительно в этом нет ни чего страшного, меняются времена, меняются нравы, может пусть дети ругаются. В конце концов, мало ли какое поведение считалось раньше не приличным. А теперь ведут так себя академики, крупные политические деятели. Более того, когда в 60-70 годы в Америке педагоги начали ратовать за свободную педагогику, они отстаивали право детей ругаться, считая это истинным проявлением свободы.

-5

Что же старания либералов увенчались успехом. Очень известный французский психолог Француазе Дальтон, которого очень уважают адепты ювенальной юстиции с радостью пишет: « Теперь существует языковая свобода, ведь дети могут говорить родителям и при родителях грубые слова». Это большое достижение.

Результат очевиден. Включите телевизор и посмотрите западный сериал про подростком, скорее всего хватит и 15 минут для того что бы услышать какие слова сходят у них с языка.

Так что прогресс в данном вопросе далеко пошёл не только у нас в России. Ну а теперь на счёт того страшно или не страшно. Не будем вдаваться в религиозную сторону вопроса, в конце концов, не все у нас люди верующие, давайте поговорим о психологии.

Попробуйте мысленно описать внутреннее состояние того человека, когда он ругается, грубит, что вскипает в его душе уж наверно не нежность и умиление к ним то глагол вскипает не применим, вскипают обычно бурные эмоции, в данном случае отрицательные.

Согласитесь трудно себе представить, что человек в здравом уме и твёрдой памяти будет грубить и ругаться. Это делают, выплёскивая раздражение, нарываясь на скандал, нет, конечно, есть совсем опустившиеся люди, которые кроме как матерными словами и другими не выражаются. Матерные слова служат у них для выражения любых эмоций, но эмоции у них очень грубые это во первых, а во вторых не устойчивые. Быстро меняющиеся на противоположные.

То есть выражение эмоций у такого служит злоба, гнев чувства очень разрушительные для психики. Если оно становится преобладающим, может развиться психическая болезнь. А кроме тог когда в человеке бурлят злоба и раздражение, ему ужасно не уютно. Он в буквальном смысле слова не находит себе места; скачет, мечется из угла в угол, может чем нибудь швырнуть, хлопает дверьми.

Потом когда острота момента спадёт, он испытывает усталость, апатию, угрызение совести, для того чтобы отгородиться от них, старается найти оправдание и распаляется вновь, другие виноваты, а не он.

Детям же приходится ещё тяжелее, поскольку психика у них мене устойчива, чем у взрослых и защитные механизмы пока слабы.

-6

Один четырёх летний мальчик, если чуть потеряет над собой контроль, начинал жутко сквернословить. Вот у кого действительно изо рта сыпались лягушки. Он ругался неистово, яростно, бессмысленно, не помня себя и ни как, не мог остановиться, это было натуральное беснование.

Так что соблюдение правил вежливости, важно не только с этической точки зрения, но и с медицинской. Чем больше видит психолог трудных детей взрослых, тем больше убеждение крепнет, что нравственность вообще очень полезна для здоровья.