Бразилиа - столица из ниоткуда
Город Бразилиа – попытка создать идеальную столицу, которая отвечала бы всем потребностям ее жителей. Спроектированная на чертежной доске и построенная всего за три с половиной года, столица Бразилии стала шедевром эпохи и объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Тем не менее сегодня это утопия, которая терпит неудачу с изменением потребностей.
Мечта об идеальной столице
О собственной сильной и развитой столице в стране бразильцы мечтали еще в XVIII веке, стремясь получить независимость от португальской короны. Но проект такой столицы откладывался из года в год. И лишь с вступлением на должность президента Жуселино Кубичека в 1956 году удалось осуществить многолетнюю мечту – началось строительство новой столицы, архитекторами которой стали уважаемый бразильский градостроитель Лусио Коста и известный латиноамериканец Оскар Нимейер – оба считающиеся основателями и последователями современной бразильской архитектуры. Армия строителей, насчитывающая 60 тысяч человек, возвела город за три года.
Основная идея: крест
Идея Лусио Косты для столицы с нуля было так же проста, как и гениальна: он нарисовал крест на карте и сделал его основой своей «пилотного плана». Этим и отличается главный город Бразилии от других столиц мира.
На одной оси креста располагаются государственные здания и памятники, на другой – жилые и деловые районы.
На пересечении креста находится сердце столицы Бразилии – автовокзал. Центральный автовокзал имеет длину 700 метров и представляет собой многоэтажную развязку с парковочными местами супермаркета на верхнем этаже. Вид отсюда захватывающий: он открывается на небоскребы, в которых расположены штаб-квартиры наиболее важных для страны компаний.
На восток ось просматривается до конца – до зеленого пояса, коричневого в сухой сезон. Прерывается она шестиполосным шоссе с 18 одинаковыми строениями – зданиями федеральных министерств Бразилии. На этом же направлении расположен дворец Планалту – рабочая резиденция президента страны, автором проекта и архитектором которого является также Оскар Нимейер. Президентский дворец, Верховный суд и Национальный конгресс вместе образуют равносторонний треугольник. Архитектура зданий была революционной для того времени: Оскар Нимейер впервые использовал монолитный железобетон и пластичные формы парусов, куполов и чаш, придающим строениям пластику и динамичность. Его очаровывали гибкие и свободные кривые линии, которые он находил в вершинах гор, извилистости рек и волнах моря своей страны.
Сверху Бразилиа похожа на самолет
Вторая ось креста, поперечная, также является оживленной транспортной артерией. С центрального автовокзала она поворачивает на юг и на север. Таким образом, с воздуха она напоминает крылья самолета. Но крылья слегка согнуты, потому что Лусио Коста определил, что расстояние между северным и южным крыльями будет слишком велико. По этой же причине создана широко распространенная дорожная система.
Противоречия столицы
Коста и Нимейер хотели создать идеальный современный город. Они считали, что общество приспособится к дизайну города. Но они не думали при планировании о чрезвычайно быстром росте городского населения и социальных различиях.
Столица была создана для 600 тыс. человек, сегодня их почти 2,8 миллиона. Собственно, богатые и бедные должны были бы жить бок о бок. Но запланированные большие дома и квартиры с лифтами и подземными гаражами сделали их недоступно дорогими для многих. Поэтому водители автобусов и секретари, ремесленники и горничные основали поселения за пределами основного города. На протяжении десятилетий 29 городов-спутников расширялись, некоторые даже стали гораздо больше, чем сама столица.
Жизнь в автобусах
В самом центре Бразилии, на центральном автовокзале, в конце дня скапливаются толпы людей, образующих очереди. Они хотят попасть в автобусы, которые едут в пригороды. Некоторые из пригородов расположены на расстоянии до 50 километров от столицы, и поездка занимает несколько часов из-за пробок на дорогах.
Десятки тысяч людей едут в центр и из центра утром и вечером. Люди тратят половину своей жизни на автобус. Сначала в пригородах жили только бедные семьи, но с развитием они стали привлекать все больше людей среднего класса.
Более 30 убийств на 100 тыс. жителей
По данным Организации Объединенных Наций, Бразилиа является одним из городов с наибольшим социальным неравенством. Многие пригороды заканчиваются трущобами – фавелами. Никто не знает, сколько людей живет в фавелах. Оценки предполагают от 80 000 до 150 000 человек. Здесь нет канализации, нет сбора мусора, а дороги в основном немощеные.
Зато уровень преступности очень высок, а число полицейских невелико. Запад считается самым опасным районом бразильской столицы – он занимает высокое место в статистике преступности во всех областях.
Статистика убийств в столице Бразилии превышает даже такие опасные мегаполисы как Рио-де-Жанейро или Сан-Паулу. На каждые 100 тыс. жителей в столичном округе происходит более 30 убийств в год.