Найти тему

«То не знаю что» — это что? И почему я в детстве видел счастливый конец?

Помните сказку про Андрея-стрельца? В которой царь его послал неизвестно куда неизвестно что принести. Нет, у царя просто была цель сгубить стрельца, чтобы завладеть его женой. Но и царь, и стрелец — это фигуры в игре по захвату власти.

Сейчас всё объясню.

Андрей — стрелец на службе у царя — подбил на охоте птицу, которая превратилась в Марью Царевну. Красавицу и кудесницу. По сути, Андрею-стрельцу так же фартануло, как в своё время Ивану Царевичу с лягушкой. Да только Марья Царевна, как выясняется в дальнейшем повествовании, — дочь Бабы Яги, ни больше ни меньше. Она общается с сухопутными и морскими гадами. Но сразу она ему об этом не сказала.

С той самой минуты и до конца Андрей идёт на поводу у нечисти.

Итак, красавица жена вызвала зависть у царя. Он отправляет стрельца в опасные путешествия в надежде, что тот не вернется. Из первых двух странствий Андрей возвращается быстро. Кстати, только благодаря волшебной помощи Марьи Царевны.

Третье путешествие «неизвестно куда неизвестно зачем» затягивается на 3 года, а по возвращении Андрей сам становится царём.

Жена отправляет Андрея к своей матери. Баба Яга, когда узнаёт, что он её зять, сводит его с трёхсотлетней болотной лягушкой. Она в свою очередь приводит стрельца в дом, где живёт «то не знаю что».

Так что же такое «не знаю что»?

Помните арабские сказки «1001 ночь»? Там местами фигурируют джины. Это бесплотные духи, колдовские личности. Для удобства общения с людьми они видимые. Чтобы выпустить джина из бутылки, нужен человек. Каким бы колдовской дух не был могучим, нужна воля человека, чтобы выпустить его и воля взять его к себе на службу.

Дружить с нечистью или нет, связываться с колдовской силой или отдалиться от неё — окончательно человек решает сам. Но Андрею отступать некуда.

В этой русской сказке «то не знаю что» — такой же джин, только полностью невидимый. Его слышно, с ним можно говорить, видеть его поступки, но самого его не видно. Он представляется людям как сват Наум.

И сначала, когда сват Наум угощает Андрея обедом, может показаться, что это добрый дух. Хотя Андрей сам ничего не понимает и не решает, его давно ведут. Он предлагает Науму поступить к нему на службу и отправится с ним назад.

Так Андрей «выпускает джина из бутылки» — свата Наума из избы. Они держат путь домой к Андрею. Летят. Русский джин несёт стрельца по небу. Помните пушкинскую строчку «через леса, через моря колдун несёт богатыря»? Забавно.

На острове, где наши Наум и Андрей присели отдохнуть, они познакомились с купцами. У купцов есть волшебные вещи: дубинка (она сама по приказу бьет кого угодно), топор (он сам строит корабли) и дудка (она вызывает целое войско).

Так вот, Наум велит себя выменять на эти вещи, что Андрей и делает. Но потом колдун спокойно возвращается к хозяину. То есть они попросту обманывают купцов-корабельщиков.

Это и следующие события дают право сделать вывод о лукавой природе джина, выпущенного из бутылки.

Когда Андрей прибывает домой, оказывается, что в течение 3 лет царские охотники ловят его жену, а она горлицей летает, скрывается по лесам. Наум ставит Андрею и его жене новый дворец. Царь отправляет войско, чтобы сжечь его. Затем Андрей вызывает при помощи волшебной дудки войско, разбивает царскую армию, потом волшебная дубинка убивает самого царя.

Испуганный такими событиями народ приходит к Андрею и просит его стать царём. На этом сказка кончается.

А теперь внимание вопрос: кто победил? Добро? Да вы смеётесь.

Победил даже не Андрей, который всю дорогу не очень-то понимал, что происходит. Он же только выполнял распоряжения. Сначала царя, потом колдуньи-жены, затем Бабы Яги и болотной лягушки, колдуна Наума. Повторяю: от начала до конца силы зла ведут его к власти.

Сверженный царь уже тогда свернул с правильного пути, когда воспылал страстью с чужой жене. Он мог бы успокоиться и переболеть, но начал упорно искать пути к утолению страсти. Такое не прощается. Тот, кто купился на сладкое, уже обречён. И если рыба гниёт с головы, то погибло государство, которым правит заблудшая душа. Погибло в духовном смысле, конечно.

Ну, и что дальше?

А дальше начнётся правление Андрея, бывшего стрельца. Который, заметьте, под каблуком и вообще под полным контролем жены-колдуньи, дочери Бабы Яги. Марья Царевна — дочь неизвестно какого царя, а я даже боюсь предположить какого.

Если силы зла хотели захватить страну, то зачем им понадобился этот простоватый стрелец Андрей? Затем, что никакая нечисть не может ничего сделать, пока на то не будет согласия человека. Бес может нашёптывать дурные мысли, подталкивать, но окончательное решение человек всегда принимает сам. Именно человеческими руками тьма овладевает миром и потом правит им.

Кто из персонажей представляет светлую сторону мира? К сожалению, никто. Всё скатилось в пропасть.

Казалось бы, просто фольклорная сказка. Детская? Да разве в детстве я увидел бы в ней всё это?
Перечитайте . И давайте рассуждать смело, у нас есть на это право.

P.S.

Кстати, что заставляет читателя принимать сторону Андрея стрельца? Жалость. Излюбленный приём, когда надо склонить людей не туда. Сначала мы жалеем бедного стрельца, когда царь его обижает. Потом становимся соучастниками тёмных дел.