«Жила-была одна страна …. Эта страна называлась Югославия» - словами этими начинается и заканчивается фильм «Андеграунд» Кустурицы. Причем тут он? А ведь если проследить за стилистикой книги Дивова, за чередованием смешных и драматических эпизодов, то провести аналогию с этим фильмом очень просто.
И страна действительно жила, звалась только она Южной Осетией. И люди там были хорошие. По большей части.
Но если Югославия распалась в конечном итоге, то Осетия получила независимость. Силами людей – тех, которые хорошие. Тех, которые дрались за свои семьи, за свои дома.
Книга же о том, что происходит со страной после войны, спустя девять месяцев.
О Мише Клименко, главном герое книги, что отправился контролировать съемочный процесс документальной драмы по заказу одного главного канала.
О самой съемке и предваряющем ее, сопровождающем бардаке, связанным с получением разрешений/реквизита/людей/техники от ВС РФ. Местные-то что? Они в восторге от идеи создания фильма, в котором «покажут, как мы вместе наваляли врагу». Ведь «они уважают нас так, как мы себя не уважаем».
О персонажах:
С ними все просто – автору они всегда удавались, всегда из пары метких слов возникал настоящий, живой человек.
Данная книга не исключение, хотя среди всех прочих явно выделяется один, центральный персонаж – Клименко. Его главная уникальность – в профессии, интересной, но вредной. Единственной в своем роде. Он создал ее, он создал себя, свой характер, заставляющий думать своим умом и добиваться поставленной цели; создал репутацию – не гражданский и не военный, а посредник, могущий договориться и не подставить при этом.
Потому он быстро заводит знакомства, узнает то, что иные и близко бы не услышали. Находит такой материал, что его просто нельзя не вставить в докудраму.
Знакомиться с такими людьми, из которых «хоть гвозди… нет, скобы железнодорожные делай», яркими, характерными.
Узнает и других - замполиты, генералы, главкомы, командармы – кто-то, не надеясь дождаться поддержки, в войну двумя отделениями около врага делали вид, что «нас много и мы очень страшные», а кто-то отсиделся в штабе, дабы потом, удачно появившись на виду нужным вышестоящим чинам, получить медаль и премию.
Показывая всех этих людей, зачастую выставляя их в крайне уморительном свете, Дивов демонстрирует и ситуацию (на 2009 год) в Вооруженных Силах. Некрасивую и досадную.
Например, красноречиво говорит об этом фраза одного чина: «Личный героизм солдат и офицеров – следствие недоработки в планировании и управлении».
Как не было в русской армии четкой связи между различными подразделениями, так и нет.
И не будь спутниковых и мобильных телефонов у журналистов и офицеров во время 08.08.08., закончилось бы все хуже.
Форма от известного модельера – это конечно, выделим средства, связь – извините, пользуйтесь тем, что есть. И так во многом остальном, перечислять устанешь.
Право, стыдно.
Обо всем остальном:
Книга в целом не дает заскучать, текст написан в лучших дивовских традициях, чередуя драматические моменты, точными предложениями рисуя образ разрушенного войной города, его исковерканные дороги, дырявые стены домов, больницы и школы, разрушенные до основания. Образ жителей с поломанными судьбами и хранимым под кроватями оружием – на всякий случай.
Мы видим съемочную группу из Москвы, которая очень быстро проникается атмосферой этой свободной ныне страны, но на обочинах которой до сих пор можно найти неразорвавшиеся минометные снаряды и взведенные противопехотные мины.
И после войны жизнь любого здесь может быстро оборваться.
С иронией и тонким стебом выписанные моменты, связанные непосредственно с процессом съемок, с общением с представителями армии.
Но, сказать по правде, юмор к концу книги меркнет, уступая место мрачной правде жизни.
Даже сама докудрама в итоге получилась совсем не такой, какой ее снимали – постарался ли режиссер, или продюсеры ее порезали, но получилось вместо «как оно было на самом деле» невразумительное, слезливое нечто. О людях, которые сидели в подвалах и ждали окончания войны.
Не о героическом, самоубийственном (суть одно и то же) поступке горстки солдат, сумевших остановить группу танков. Не о безоружных мирных жителях, которых атакующие жестоко расстреляли и сожгли. Не о европейских представителях посольства, отказавшихся впустить беженцев – нет, фильм о людях в подвалах. Достоверность вырезали в угоду драматизма – может, потому что «правда жизни» выходила слишком хмурой?
Безусловно, книга Олега Дивова стоит того, чтобы ее не только прочесть, но и перечитать потом несколько раз. Начало книги – легкое, комедийное повествование, окончание – драма. Не документальная, а жизненная. В подтверждении этому в последней главе мы видим выбивающуюся из общего сюжета историю о бойце, вернувшегося с войны, для которого мир стал совсем другим. Теперь это просто – мир.
«Жила-была одна страна…» Не только эта, но и другая, та, что больше и севернее.