Зачем инвестировать в малый бизнес, если можно купить акции «Детского мира» или Apple после IPO? Дело в том, что акции многих компаний, которые провели IPO после 2000-го года, практически не растут. Инвесторы «Детского мира» заработали 90% за год до IPO и всего 12% за год после. Почему так происходит и что делать?
Apple 17-го века: IPO самой дорогой компании в истории
В марте 1602 года голландская Ост-Индская компания впервые разместила акции, предложила инвесторам получать дивиденды и нести долевую ответственности за судьбу парусников, отправляющихся на поиски новых земель, сокровищ и пряностей. Домой возвращался один корабль из трех, но удачный рейс приносил огромный доход.
Компания продала 2153 акции по цене 3 гульдена (три воза пшеницы) за штуку. К 1669 году она стала самой богатой компанией в мире, владела 190 судами, имела 70 000 сотрудников, частную армию и в одиночку победила Португалию в военном конфликте. В пересчете на современные деньги компания на пике стоила $ 7,9 трлн — в 9 раз больше капитализации Apple.
Рассвет, «пузырь» и закат публичных размещений
Практика IPO пережила много взлетов и падений: промышленный бум и формирование глобального рынка ценных бумаг в 19 веке, войны и кризисы 20-го века, развитие интернета и пузырь доткомов в 21 веке.
События 1995-2001 годов изменили мир — 2 000 IT-проектов провели IPO на рекордные $ 200 млрд зачастую по завышенной стоимости акций. Многие инвесторы ошибочно посчитали, что наличие сайта делает компанию перспективной, не поняли, что для большинства проектов интернет — лишь канал привлечения клиентов. Когда половина из доткомов обанкротилась, было уже поздно.
Банкротства, падение индексов и крах фондовых бирж в 2002 году привели к утрате доверия к ценным бумагам публичных компаний. США ужесточили законодательство, проводить IPO стало дороже и сложнее. Если в 1999 году IPO в США провела 371 компания, то в 2014 — всего 53.
Почему частные инвесторы снимают все сливки до IPO
Крах доткомов изменил положение сил. С 2000 года IT-компании США привлекают $20-50 млрд в год, из которых до 90% получают до публичного размещения и лишь 5-10% — на IPO. С чем это связано?
Apple, Microsoft, Amazon и другие IT-компании, которые провели IPO до 2000 года, увеличили стоимость акций в 400-1000 раз. Один доллар, вложенный в Microsoft в 1975 году, в 1986 году при выходе компании на IPO принес бы $210. А доллар, вложенный в 1986 году на IPO, в 2018 году принес бы $963. То есть инвесторы Microsoft до IPO зарабатывали в среднем 200% годовых, а после IPO — 300%.
Google, LinkedIn, Facebook, Twitter, которые провели IPO после 2000 года, после размещения увеличили стоимость акций в лучшем случае в 2-5 раз. Один доллар, вложенный в Twitter в 2006 году, в 2013 году при выходе компании на IPO принес бы около $850, а доллар, вложенный на IPO — сегодня стоил бы 78 центов.
По мнению экспертов, сейчас IPO помогают заработать только биржевым посредникам. К примеру, первичная оценка IPO Facebook была $23-25 за акцию. Но после уговоров банков-андеррайтеров, которые получали прибыль от оборота акций, оценку подняли до $38. В день IPO стоимость взлетела до $44, но через 3 месяца (вышла отчетность компании) опустилась до $19 и ниже.
Поэтому с 2000 года высокий доход получают, как правило, те, кто инвестировал в компанию до публичного размещения. IPO просто обеспечивает им отличный момент для выхода.
Как работает IPO в России
Российский рынок инвестиций гораздо меньше, но в целом повторяет западные тренды. Количество IPO по сравнению с началом 2000-х снизилось. Инвесторы, вошедшие в бизнес до IPO, зарабатывают больше.
К примеру, Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ), который приобрел 23,1% «Детского мира» в 2016 году, через год, когда компания вышла на IPO, заработал 90% в долларах. Инвесторы, которые купили акции компании на IPO, за год получили чуть больше 12% в рублях.
Как же быть инвестору, который хочет войти в капитал
- Инвестировать самостоятельно или совместно с фондами и бизнес-ангелами. Приобретать опыт и контакты, вкладывать в компании, которые могут кратно вырасти. Проблема в том, что минимальный чек для таких сделок — 1-3 млн рублей, не всего могут себе его позволить.
- Инвестировать в акции публичных компаний на бирже. Для этого достаточно небольшого капитала, но нужно постоянно анализировать компании. При этом нужно помнить, что индекс ММВБ за последние 10 лет вырос лишь на 23%, а торги на Московской бирже зачастую носят спекулятивный характер.
- Инвестировать в акции малого и среднего бизнеса на StartTrack.ru. Такой способ дает возможность войти в капитал компании с чеком от 100 тысяч рублей и получить доходность выше, чем на фондовом рынке. Инвесторы смогут онлайн купить акции, получить до 50% от суммы сделки в качестве дополнительного вознаграждения. Более 10% акций каждой компании выкупит синдикатор, который будет контролировать соблюдение прав всего пула инвесторов в совете директоров бизнеса.