Онлайн-площадка «Яндекс.Маркет» отключила опцию оплаты товаров без ухода с сайта. Таким образом, теперь на нее не распространяются требования принимаемого закона об интернет-агрегаторах, которые 19 июля в III третьем чтении приняла Госдума.
Как ранее писала «Финансовая газета», законопроект об онлайновых агрегаторах, информации о товарах и услугах у них, а также ответственности их владельцев призван восполнить пробелы в правовом регулировании интернет-площадок, которые самостоятельно не продают товары, но являясь посредниками, получают за это деньги.
В соответствии с документом агрегаторы обязаны доводить до потребителя всю информацию о себе и продавце, а также обо всех изменениях на своих сайтах. За реальный ущерб, обусловленный заведомо недостоверной информацией о товаре, продавце (исполнителе, изготовителе, импортере), на основании которой был заключен договор с потребителем, агрегаторы будут нести ответственность.
В проекте закона под агрегатором информации о товарах и услугах понимают программу, сайт или страницу, которые одновременно дают возможность ознакомиться с предложением, заключить договор с продавцом и произвести предоплату.
Если буквально читать, то с обывательской точки зрения регулирование распространяется не на каждую площадку, которая относится к агрегаторам. Например, сайт AliExpress подпадает под критерии агрегатора, а «Яндекс.Маркет», убравший с сайта корзину для покупок, тем самым исключил возможность отнесения себя к агрегаторам. Об этом пишет «Коммерсантъ».
Между тем лоббировавшая изначально этот закон Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) рассчитывала распространить его действие, прежде всего, именно на «Яндекс.Маркет», уходя с которой, генеральный директор ритейлера бытовой техники и электроники DNS Дмитрий Алексеев называл агрегатором тысячей мелких контрабандистов, которые соревнуются в обходе таможни и неуплате налогов.
В «Яндексе», правда, отмечают, что в «Маркете» опцию оплаты прямо на самом сайте убрали не сейчас, а еще в мае, и не с целью обойти новый закон, а чтобы облегчить сам сервис.
Впрочем, если площадка не признается агрегатором, это не означает, что она не несет ответственности перед потребителем. Сайты, которые предоставляют информацию о разных магазинах, независимо от возможности оплаты через площадку, в любом случае отвечают за распространение недобросовестной или недостоверной рекламы. Штраф за нарушения в этой сфере для компаний составляет 100–500 тыс. руб.