Точнее, не так. Они действительно спасают от клещевого энцефалита, но не гарантируют, что после встречи с маленьким восьминогим кровопийцей вы останетесь здоровым. Проблема в том, что клещи являются переносчиком доброго десятка заболеваний. А именно:
— моноцитарного эрлихиоза;
— гранулоцитарного анаплазмоза;
— инфекционного клещевого боррелиоза (болезни Лайма);
— крымской геморрагической лихорадки;
— лихорадки Цуцугамуши;
— астраханской пятнистой лихорадки;
— ку-лихорадки;
— туляремии;
— везикулёзного риккетсиоза;
— североазиатского клещевого риккетсиоза;
— возвратного клещевого тифа.
Впечатляет, не правда ли? К счастью, как и в истории с энцефалитом, опасен не каждый паразит, а только тот, который живет в эндемичном (то есть, опасном по конкретному недугу) районе. Но, согласитесь, как-то обидно, что мы, люди XXI века, должны бояться каких-то букашек и обходить стороной кустики и деревья в лесу. Неужели современная медицина ничего не может поделать со всеми этими ужасными болезнями?
На самом деле, может. Первая хорошая новость состоит в том, что большую часть этих недугов врачи худо-бедно умеют лечить (ура антибиотикам тетрациклинового ряда). Вторая — в том, что многие из них можно предотвратить с помощью вакцинации, как и в случае с клещевым энцефалитом. Более того, кое-какие вакцины уже изобрели.
И тут приходит время для замечательной истории. Самым близким в географическом смысле «соратником» клещевого энцефалита является бактерия-возбудитель инфекционного клещевого боррелиоза. То есть, когда в России вас кусает клещ, вторая проблема, о которой стоит подумать, когда вы бежите отдавать тельце паразита на анализ в лабораторию — болезнь Лайма. Собственно, любой уважающий себя медик посоветует вам сделать именно два теста — на энцефалит и на боррелиоз. Чтобы, в случае положительных результатов, незамедлительно приступить к профилактике обеих болячек.
Даже если вы ответственный человек, и заранее привились от клещевого энцефалита, исключить свидание с болезнью Лайма можно только одним способом — не ходить в лес. И в этом есть резон: без своевременного лечения этот недуг может привести к инвалидности (инфекция поражает суставы, нервы и сердце) или даже к смерти.
И вот ведь в чем заковырка: вакцины от болезни Лайма существуют, но только... для животных. И у людей она не применяется по совершенно нелепым причинам. Но обо всем по порядку.
Прививку от болезни Лайма в США разработали еще в 90-е годы. Препарат под названием LYMErix даже выпустили в продажу и успели ввести полутора миллионам человек. Эффективность вакцинации составила 76-92% (это очень неплохо). Чтобы получить иммунитет от боррелиоза, нужно было поставить три укола в течение года. Вакцина была разрешена к применению людям старше 15 лет.
И тут ключевое слово — была. LYMErix появилась в продаже в очень неудачное время — как раз тогда в авторитетном медицинском журнале Lancet появилась скандальная статья доктора Эндрю Уэйкфилда. В ней утверждалось, что прививки могут вызывать аутизм. Статья содержала искаженные результаты научного эксперимента, и ее в какой-то момент отозвали, но сама шумиха стоила здоровья и жизни множеству детей по всему миру, которых мнительные родители на всякий случай решили не прививать вообще от всех болезней (и шлейф этой ужасной публикации тянется до сих пор). В то же время, пока разгорался скандал с аутизмом, люди, ответственные за регистрацию вакцины от болезни Лайма, высказали теоретическое предположение, что LYMErix может спровоцировать развитие артрита у некоторых пациентов. Препарат, тем не менее, разрешили к использованию, но информация просочилась в газеты. И понеслось.
Истерию подогрело еще одно исследование — в 2000 году группа ученых доказала, что LYMErix может вызвать артрит у... хомячков. И хотя на практике у людей, уже привитых от болезни Лайма, артрит диагностировался с той же частотой, что у всех остальных, которых не вакцинировали, судьба LYMErix оказалась предрешена на долгие годы вперед. Продажи препарата упали, компанию-производителя завалили судебными исками, а люди опять стали болеть боррелиозом. И даже чаще, чем раньше — эпидемиологи утверждают, что сегодня число зараженных бактерией-возбудителем болезни Лайма клещей, утроилось (вероятно, это связано с глобальным потеплением).
В настоящее время вакцина от боррелиоза продается только для собак. Это помогает немножко снизить циркуляцию инфекции в природе, но, увы, недостаточно, чтобы мы были избавлены от страха заражения болезнью Лайма. Говорят, в настоящее время клинические испытания новой вакцины ведутся во Франции, но они еще далеки от завершения. А, значит, мы в обозримом будущем продолжим бояться ходить в лес. Вот вам и четвертая власть, ребятки.