Минтранс России обратился к правительству с предложением ввести регулирование онлайн-сервисов карпулинга – поиска попутчиков для путешествий. В числе основных предлагаемых инициатив – запрет зарабатывать на попутчиках, а не компенсировать расходы на поездку.
В основу разработанных правил легли предложения крупнейшего в мире международного онлайн-сервиса поиска автомобильных попутчиков Bla Bla Car, имеющего корни во Франции. Его не очень понятную для многих активность в этом отношении некоторые эксперты связывают с желанием выступить в хорошем свете перед властями, «компенсируя» тем самым прошлогодний скандал, связанный с угрозой его блокировки. До этого прокуратура обвинила ресурс в организации нелегальных перевозок, хотя в итоге ситуация разрешилась в пользу Bla Bla Car.
Объектами регулирования выступают, прежде всего, само понятие «карпулинг» (англ. car «автомобиль» + pool «объединение») или синонимичное ему райдшеринг (англ. ride «поездка» + англ. share «делиться») – совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков.
Суть сервисов поиска автопопутчиков состоит в том, что водители и пассажиры заранее договариваются о поездке: первые предлагают свободные места в своем автомобиле, а вторые, то есть люди, планирующие отправиться в том же направлении, бронируют их. Пассажир указывает желаемый пункт отправления и назначения, после чего сервис отображает подходящие предложения от водителей. После поездки пользователи оставляют друг о друге публичные отзывы.
Водители таких сервисов не зарабатывают, оказывая транспортные услуги, а лишь частично или полностью компенсируют расходы на поездку, которые распределяются пропорционально среди всех участников поездки. Это принципиальное отличие подобных услуг от такси, при использовании которого расходы оплачивает только пассажир, а направление поездки не ограничивается водителем, и автостопа, где по факту платит только водитель, который следует исключительно по своему маршруту.
Попутчикам же такие услуги выгоднее: на такси поездка будет гораздо дороже (так, на том же Bla Bla Car из Москвы до Санкт-Петербурга можно доехать в среднем за 1000 руб., тогда как такси стоит минимум 12 тыс. руб.), а автостоп неудобен с точки зрения планирования – далеко не факт, что голосующего кто-то подберет, и что водителю будет прямо до конца по пути с ним.
Как сообщает портал «Колекса.ру», свои предложения по законодательному регулированию райдшеринга в нашей стране российское подразделение Bla Bla Car разработало с учетом опыта работы в Европе, где совместные поездки давно легализованы (работает в 22 странах мира). Правовая база должна позволить разграничить поездки на те, которые совершаются профессиональными извозчиками, чтобы получить финансовую прибыль (учитывая то, что деньги берутся с каждого пассажира); а также те, которые совершают обычные автовладельцы, направляющиеся в другой город с личными целями (где водители не зарабатывают на попутчиках, а лишь компенсируют таким образом часть топливных расходов).
Будут ли эти инициативы реализованы, покажет время. Между тем эксперты предполагают, что в случае принятия этих правил на рынок регулярных междугородных автобусных перевозок вернется около 20% пассажиропотока, который «оттянули» на себя такие сервисы.