Не мне вам рассказывать про то, что история, если смотреть на неё обобщающе и с прицелом на целые тысячелетия, может выглядеть как череда бессмысленных жестоких случайностей, а может — вполне логичной и закономерной цепочкой событий, обусловленных такими простыми штуками как поиск и захват ресурсов и территорий. Ну и овладение технологиями, конечно, всегда было залогом успеха в нелегком деле выживания.
Источники заимствования
Одно из важнейших изобретений, существенно повлиявших на то, как складывалась история древнейших государств бронзового века, в том числе и наших крито-мекенцев, это, конечно, колесница. Самые ранние образцы колесниц находят как в курганных культурах Европы, так и в Месопотамии, что не дает нам право отдать кому-то пальму первенства, тем более что эволюция от телеги к боевой колесной единице могла идти в обоих регионах синхронно.
Наиболее убедительной теорией, объясняющей источник заимствования, лично мне кажется «северная», поскольку в последние годы было совершено несколько археологических открытий на юге европейской и азиатской части России в виде погребений с колесницами, в частности, из-за сходства формы дисковидных роговых псалиев (это такие части часть уздечки, соединяющая удила с поводьями и оголовьем, обеспечивая фиксацию удил и управление лошадью) с микенскими образцами. Хотя некоторые ученые считают, что колесницы в Грецию пришли с территории современного Леванта или от хеттов.
А еще, когда мы с вами говорили о гиксосах, я уже упоминала увлекательный сюжет о том, как XVIII—XVI веках до н. э. они сильно потеснили фараонов на Севере Египта именно благодаря овладению премудростями колесницестроения, изготовления нового типа доспехов и составных луков. Для наглядности, кстати, можно посмотреть BBC-шный фильм, где показаны отличные реконструкции колесниц и сражений на них — Building Pharaoh's chariot. Вот с ними минойцы точно были в тесном контакте, но вот парадокс – колесницы на Крит видимо пришли позже, чем в Микены.
"Там он, притекший, запряг в колесницу коней медноногих..."
Как вы помните, несколько раньше, в начале 2-го тысячелетия до н.э. на территорию современной Греции с севера, откуда-то со стороны Балкан и Европы, приходят другие «лошадники» — ахейцы. В XVIII—XVII вв. до н. э. уже построены Афины, Микены, Тиринф, Пилос. Видимо, им тоже удалось подмять под себя всяких пеласгов с лелегами (народы, жившие в Греции до них) благодаря в том числе мощнейшему по тем временам конному и колесничному войску.
Итак, изображения микенских колесниц в достаточно совершенном виде, мы впервые встречаем на трёх стелах V шахтовой могилы круга А в Микенах. Судя по всему, первоначально упряжкой в микенской Греции обладали наиболее знатные представители общества. Именно они сражались с колесниц как луком, так и с помощью копья, для чего требовалось непосредственное соприкосновение с противником и возможное спешивание.
Основным оружием колесничих, как и на Востоке, вероятно, был лук, копье же являлось вспомогательным оружием. Невооруженные (= без серпов) боевые колесницы предназначались прежде всего для боя с упряжками противника и лишь при отсутствии по какой-либо причине колесниц врага на поле боя, упряжки могли производить и атаку на пехоту противника.
Впрочем, численность пехоты была на порядок выше, чем количество колесниц. Однако, она, как и в средневековой Европе, играла вспомогательную роль, действуя на пересеченной местности, во время осад и т. д. Вместе с тем, колесницы применялись для патрулирования и блокад, а значит выполняли функции конницы.
На рубеже XIII-XII вв. происходят коренные изменения в военном деле, связанные, возможно, с приходом дорийцев и всей этой печальной историей с "народами моря". Появляются колесницы нового вида - перильная бига.
В подобной колеснице находилось два воина, вооруженные круглым щитом и парой копий. Последние могли одновременно быть и метательными, и колющими. Исходя из легкости конструкции колесницы, не пригодной для атаки, и учитывая манеру вооружения воинов, можно прийти к выводу, что воины в подобных бигах должны были действовать по способу спешивающихся апобатов, о чем напоминают и британские аналоги. Подобную тактику, очевидно, усвоили от своих противников или наемников и микенцы. Наряду с этой новой упряжкой, продолжал использоваться для военных целей и старый двойной тип колесницы.
В Греции, на севере в Беотии и Фессалии колесничие формирования просуществовали по крайней мере до персидского нашествия (Плутарх, Жизнеописание Пелопида и др.) С VII века до н. э. колесницы перестают быть значимой боевой единицей и переходят в область спорта и парадной езды.
Помимо прочего колесницы выполняли сакральную функцию, оставаясь атрибутом богов (вспомним колесницу Аполлона, Гелиоса или Ники), символом превосходства и царской власти. Недаром римский триумфатор въезжал в город на колеснице.