Найти тему
СочиИнформБюро

«Краснодарский чай» — не краснодарский?

Федеральная антимонопольная служба обвиняет «Мацестинскую Чайную Фабрику Константина Туршу» в нарушении антимонопольного законодательства: в «Краснодарском чае» фабрики выращенного в Сочи чая около трети.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело и создала комиссию по его рассмотрению в отношении ООО «Мацестинская Чайная Фабрика Константина Туршу» о нарушениях антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ООО «Объединение Краснодарский чай», которое выразилось в недобросовестной конкуренции, связанной с введением в заблуждение в отношении места производства товара, предлагаемого к продаже, ФАС обратила внимание на ООО «Мацестинская Чайная Фабрика Константина Туршу», которое заподозрила в аналогичных нарушениях.

Было установлено, что ООО «Мацестинская Чайная Фабрика Константина Туршу» производит чай под наименованием «Краснодарский», что подтверждается образцами продукции, а также сертификатами соответствия, дистрибьюторским договором с ООО «Торговый дом «Мацеста чай с 1947 года», товарными накладными и счетами-фактурами. Также общество является правообладателем исключительного права на наименование места происхождения товара (НМПТ) «Краснодарский чай» на основании соответствующего свидетельства.

В линейке продукции «Мацестинской Чайной Фабрики Константина Туршу» имеется листовой и пакетированный «Краснодарский» чай под наименованиями: «С 1947 года Чай Краснодарский черный байховый с чабрецом и душицей», «С 1947 года Чай Краснодарский черный байховый с мятой и календулой», «С 1947 года Чай Краснодарский черный байховый с душицей и ромашкой», «С 1947 года Чай Краснодарский черный классический отборный», представленные в том числе и в официальном интернет-магазине общества, где о чае написано следующее: «… Наш магазин является официальным магазином ООО «Мацестинская чайная фабрика Константина Туршу». У нас Вы купите лицензионные сорта Краснодарского чая и будете полностью уверены в их аутентичности».

Все это создает у покупателя впечатление о том, что чай производства фабрики Константина Туршу выращивается и производится в Краснодарском крае.

И на самом деле, согласно представленным документам ООО «Мацестинская чайная фабрика Константина Туршу» выкупает весь собираемый на сочинских чайных плантациях ОАО «Мацестинский чай» чайный лист, который последнее не имеет права продавать еще кому-либо. ООО «Мацестинская чайная фабрика Константина Туршу», в свою очередь, не имеет права приобретать сырьё для производства чая от других поставщиков.

В 2014 году обществом было закуплено 121 208,6 кг чая, в 2015 — 18 595,068 кг, в 2016 году – 57 012,407 кг, а в 2017 году – 63 535,28 кг, говорится в представленной справке о процентном соотношении листа, травяных добавок и импортного чая в готовой продукции ООО «Мацестинская чайная фабрика Константина Туршу».

Как отмечается на официальном сайте ФАС, речь идет о массе свежего чайного листа, которая в процессе первичной обработки уменьшается примерно на три четверти.

Выход же готовой продукции ООО «Мацестинская чайная фабрика Константина Туршу» под торговой маркой «Краснодарский чай» в указанные выше годы составил: в 2014 году – 19 695,254 кг, в 2015 году – 207 885,096 кг, в 2016 году – 169 064,135 кг, в 2017 году – 331 347,97 кг.

А согласно той же справке, в «Краснодарском чае» присутствует значительная часть импортных надбавок. Доля краснодарского чая в готовой продукции составляет от 26,69% до 38,31%, травяных добавок — от 3,61% до 10,26%, а все остальное – чайный лист из Индии, Индонезии, Вьетнама, ЮАР и Китая, количество которого варьируется от 1% до 20% каждого сорта.

Таким образом, представленные документы говорят о том, что подавляющую часть продукции «Мацестинской чайной фабрики Константина Туршу» составляют импортные чаи.

На основании этого ФАС делает вывод о том, что размещаемые на упаковках чая обозначения «Краснодарский», а в каталогах продукции и официальном сайте — информация о том, что реализуемый обществом чай производится в Краснодарском крае и является отечественным краснодарским чаем, водит потребителей в заблуждение о месте производства товара.

При этом, как уже говорилось выше, «Мацестинская чайная фабрика Константина Туршу» имеет свидетельство НМПТ, в котором описываются уникальные свойства зеленого и черного чаев, напрямую связанные с произрастанием на плантациях Краснодарского края. А министерство сельского хозяйства России своим письмом от 21.02.2018 г. запрещает купажирование чая, происходящего с территории определенного географического объекта, которому предоставлены правовая охрана, с чайной продукцией других регионов России и иностранных государств.

А это значит, делает выводы ФАС, что фабрика Константина Туршу не имеет права использовать НМПТ «Краснодарский чай» в отношении той продукции, которая не обладает описанными в свидетельстве свойствами, поскольку подавляющая часть купажа, добавляемая в местный чай – иностранного происхождения. То есть фабрика при использовании наименования «Краснодарский» получает ничем не обоснованные конкурентные преимущества.

Усмотрев в действиях ООО «Мацестинская чайная фабрика Константина Туршу» признаки нарушения закона «О защите конкуренции», ФАС вынесла фабрике предупреждение о прекращении действий, ведущих к нарушениям антимонопольного законодательства и закона «О защите конкуренции». На что фабрика ответила, что продукция с наименованием «Краснодарский чай» производится в полном соответствии с требованиями законодательства, а потому вся размещенная на упаковке, в каталогах и на сайте информация не вводит потребителей в заблуждение.

По мнению ФАС, доводы не являются обоснованными и не свидетельствуют об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Предупреждение ФАС исполнено не было принято решение о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Мацестинская чайная фабрика Константина Туршу», рассмотрение которого назначено на 7 августа 2018 года.