Найти тему
Senicheff Longsword Club

Какие виды фехтования различали древние мастера?

Казалось бы, фехтование это фехтование и все тут. Вышел – нанес – молодец. Но в этой простоте скрывается некоторое коварство. Для нас, современных, не секрет, что наносить можно очень по-разному – в легкий контакт обозначить укол пикой по незащищенному доспехом участку тела, моделируя правильную войну на Living History-маневрах или обрушить весь вес алебарды и собственного организма на шлем бойца, цепляющегося за вашего одноклубника в надежде удержаться на ногах, или уколоть так, чтобы федершверт согнулся на заявленные производителем 95 градусов или придержать занесенную над открывшейся шеей рапиру – мы знаем это. А знали ли древние? Бой на турнире и судебный поединок были одинаково жестоки и кровавы? И были ли?

Оказывается, уже в первой строфе учения Лихтенауэра разграничиваются два вида боя, каждый из которых, при этом, требует трезвой рассудительности :

Будь это всерьёз (ernst) или понарошку (schimpf),
сохраняй светлое сердце, но не будет самонадеян. [MS_3227a 18r.ii]

Комментариев к этой строфе в Hausbuch мне найти не удалось, но заметим, что противопоставление терминов ernst и schimpf позволяет нам представить, что поединок мог восприниматься древними не всегда однозначно. Так же ernst и schimpf упоминаются в фехтбухе Gladiatoria (MS Germ.Quart.16) в разделе про баклер и венгерский щит и у Ганса Тальхоффера в издании 1459 года (MS Thott.290.2º), где он объясняет, что в случае серьезного боя, лучше никому не говорить о том, что у вас на уме, чтобы никто не смог подсказать противнику, как против вас действовать [MS Thott.290.2º, Fol.1V].

Кроме того, привлекая параллельные источники, я обнаружил несколько пояснений по этому поводу у мастера Фиоре, оставившего нам один из первых иллюстрированных и подробных учебников по искусству боя. И во вступлении своей книги «Flos Duellatorum» (MS Ludwig XV 13) он приводит следующие слова:

«Более прочих был я осторожен среди Мастеров Оружия и их учеников. И некоторые из этих мастеров, что были завистливы, вызывали меня на поединки с острыми мечами в одних только военных куртках, без всякой защиты, кроме пары кожаных перчаток. И это происходило из-за того, что отказывался делиться своим искусством. Пять раз мне приходилось сражаться таким образом и пять раз, к своей чести, я вынужден был сражаться в незнакомых местах, без родных и друзей на моей стороне, не доверяя никому, кроме Бога, моего искусства, меня самого и моего меча. И по милости Божьей, я защитил себя с честью и без ранений» [MS Ludwig XV 13 Fol. 01V].

Пеший поединок в ограждении, начало XVI века.
Пеший поединок в ограждении, начало XVI века.


Здесь речь идет пожалуй о самом прямом применении оружия в контексте бездоспешного боя – с намерением нанести рану, при этом, судя по всему, без свидетелей. Учитывая большой объем материала фехтбухов, посвященный именно таком виду боя, когда бойцы сражаются на равном оружии и не носят доспехов, можно предположить, что такое могло случиться с каждым, кто учился фехтованию, и что такой бой, видимо, является предельным показателем искусности бойца. А далее Фиоре говорит о таком виде боя:


«Я говорю своим ученикам, которым придется сражаться в ограде (combatere in sbarra), что бой в ограде намного безопаснее, чем бой на мечах в одних только военных дублетах, потому что в сражении на мечах без защиты, даже единственный пропущенный удар может быть смертельным. Так же в ограде вы можете получить множество ударов, и при этом выиграть поединок. И еще важно то, что в ограде трудно погибнуть, получив удар. И зная это, я бы согласился трижды выйти на бой в ограде, чем единожды согласиться на бой с острыми мечами. Теперь я должен добавить, что человек, который должен сражаться в ограде, должен быть защищен своим знанием искусства боя, и иметь все возможные преимущества, но если ему не достает смелости, то он может скорее повеситься» [Fol. 01V].


Что же такое бой в ограде? Скорее всего имеется турнирный поединок, проходящий в доспехах и с некоторой долей контроля – маршалом или судьями. Действительно, погибнуть в таком бою довольно сложно, тем более что доспехи к XV веку доходят до максимальных показателей защищенности, при этом и сам Фиоре в своей книге рисует белые доспехи, полностью закрывающие тело и показывает, как можно им противостоять [спойлер: открывать забрало и совать туда всякое, либо брать на залом и бросать в разные стороны]. Итак, если ваш поединок не насмерть, вы сражаетесь в ограде и вы в доспехах – это очень похоже на современный турнирный бой. Так же Ганс Тальхоффер упоминает бой в ограде «in den schrancken» [Fol. 09V], при котором присутствует так же тренер бойца, который дает тому последние наставления, и священник, который благословляет обоих бойцов.

Немаловажно будет вспомнить, что и внутри рыцарского турнира различались два вида боя, один из которых именовался Joust a plaisance, то есть поединок для удовольствия, который до середины XIV века проходил на тупых копьях, а начала XV на копьях со специальными наконечниками в виде коронок, которые не могли пробить доспеха или попасть в щель в нем. Вторым видом поединка был Joust a outrance, в котором бой проводился на боевом оружии, зачастую, был узаконенной формой выяснения отношений либо просто демонстрацией лихости. Такие поединки часто описаны в рыцарских биографиях знаменитых военных деятелей эпохи XIV и XV веков, например Жана ле Менгра и Филиппа де Лалена.

-3

(Joust - разновидность турнирного поединка, сшибка на копьях верхом. К XIV веку стал проводиться через барьер, чтобы не допускать ранения лошадей. Целью является поразить копьем на галопе шлем или щит противника, считается наиболее почетным выбить его из седла).

Далее Фиоре переходит к описанию содержания книги, где также оговаривается насчет борьбы: «Я начну с борьбы (Abrazare), которой существует два вида: борьба для удовольствия (solaço) и борьба гневная(da ira), под которой я имею ввиду поединок насмерть, в которой требуется применять всю хитрость, коварство и порочность, на которою только способен. Я буду говорить о смертельной борьбе, и показывать вам шаг за шагом, как защититься против самых известных захватов и приемов и бороться за свою жизнь» [Fol. 01V]. И вот, мы видим, что мастер разделяет два вида боя, бой, в котором вам грозит нешуточная опасность и нужно побеждать любыми способами и бой, проиграв в котором вы не рискуете ничем.


Итак, мы имеем несколько очень важных терминов, которые могли помочь нам понять, как представлял себе применение оружия тот, кто им пользовался и зарабатывал на жизнь. Solaco и de ira, ernst и schimpf, a plaisance и a outrance очень четко разграничивают игру и битву, проверку навыков и борьбу за жизнь. Такой подход к проблеме и внимание к тому, чему нас пытаются научить фехтбухи, в какой момент они говорят о смертельном риске и в какой о дружеской игре, позволит нам лучше понимать контекст приемов и ситуаций, описываемых мастерами.