Найти тему
Отдых.today

ЕКАТЕРИНBOOK: по страницам городских пространств. Площадная грань

Оглавление

Грустим о потерянном городе, рассматривая старинные фото Екатеринбурга.

Полина Иванова из «Подельников» продолжает экскурсию по точкам городской пульсации. На этот раз речь снова пойдет о площадях. В каждом городе мира они были центрами общественной жизни, отправными точками для развития застройки, законодателями градостроительной моды. Глядя, как площади изменялись, обретали новые названия, привечали новые памятники или исчезали с карты, можно много понять о развитии города. 

В первой части мы рассказали о Торговой площади, площади 1905 года и Труда. Настало время продолжить летопись Екатеринбурга новыми главами.

Площадь Парижской коммуны

Дровяная площадь, которая сейчас носит название Парижской коммуны, появилась на карте Екатеринбурга уже в XIX веке. Площадь была практически на краю города и использовалась для торговли дровами и строительным лесом. Эту часть города застройка обходила стороной, и к началу XX века она только начинала складываться. Это дало широкий простор для творчества архитекторам авангарда. Но обо всем по порядку.

-2

На фото — вид с колокольни Вознесенской церкви. В центре улица Верх-Вознесенская (Тургенева). На переднем плане ее пересекает улица Клубная (Первомайская), на заднем — Главный проспект (проспект Ленина). За проспектом видны избы с подворьями. Слева вверху — колокольня Крестовоздвиженской церкви (Карла Маркса 31, около зоопарка), справа за главным проспектом — белый прямоугольник лютеранской кирхи.

Кирха и дом актеров

Самым примечательным зданием площади была лютеранская кирха апостолов Петра и Павла. Она была построена в 1873 году на деньги лютеранской общины. Приход составляли русские немцы и шведы, в кирхе могло одновременно разместиться 150 — 200 человек.

Строители и инженеры фотографируются на строящейся крыше Оперного театра
Строители и инженеры фотографируются на строящейся крыше Оперного театра
Западный фасад кирхи
Западный фасад кирхи

Кирху постигла судьба многих культовых сооружений Екатеринбурга — она была разрушена в 30-х годах XX века. На ее месте возвели так называемый Дом Артистов (проспект Ленина, 46) — жилое здание в стиле советского классицизма для работников театров. Оперный театр и Музкомедия находились рядом.

Площадь Парижской коммуны — на месте кирхи перед самой войной появился Дом Актера
Площадь Парижской коммуны — на месте кирхи перед самой войной появился Дом Актера

Цирк и опера

В конце XIX века на площади соорудили деревянное зрелищное здание. Такие цирки в разное время строили на многих площадях города, но этот имел продолжение. В 1910 году на Дровяной площади был заложено здание Оперного театра. К этому времени в городе сложилась определенная культура и традиция концертных выступлений, было несколько театральных кружков, появилось музыкальное училище, Екатеринбург постоянно посещали с гастролями оперные и театральные звезды. Первый и тогда единственный городской театр (ныне кинотеатр «Колизей») уже был слишком мал, а публика — подготовлена и искушена.

На строительстве театра оперы и балета
На строительстве театра оперы и балета

Фундамент здания был выполнен из бутового камня, внутренний каркас — по инновационной технологии — из монолитного железобетона, наружные стены — из кирпича (ничего теплее в нашем климате не было и нет). Рабочие и инженеры на снимке замерли в причудливых позах и смотрят в камеру, ведь жанр репортажной фотографии еще не существует, известна только постановочная.

Пожарные учения 1913 года
Пожарные учения 1913 года

Театр является сложным инженерным сооружением — помимо несущих конструкций в нем выполнен сложнейший для своего времени железобетонный купол. На момент постройки это было самое большое светское общественное здание — только сидячих мест здесь было 1200). Во время Февральской и Октябрьской революций в нем проводились митинги и отрытые заседания самых различных политических сил, и, возможно, именно это обеспечило его сохранение в «старорежимном» виде, когда старая Дровяная площадь стала превращаться в площадь Парижской коммуны.

Оперный театр и здание кирхи за ним на площади Парижской Коммуны. Что это уже не Дровяная площадь, понятно по установленному в центре памятнику Свердлову
Оперный театр и здание кирхи за ним на площади Парижской Коммуны. Что это уже не Дровяная площадь, понятно по установленному в центре памятнику Свердлову

Масштабные планы авангарда

В 30-е годы XX века на площади развернулось масштабное строительство. Территория была окружена в основном деревянными жилыми зданиями, что позволило архитекторам авангарда спроектировать вокруг нее целый конструктивистский ансамбль. Некоторые здания мы можем наблюдать и сейчас, другие проекты были такими смелыми и масштабными, что сил на их исполнение уже не хватило.

Сейчас, погуляв по периметру площади, можно увидеть самые большие постройки довоенного Свердловска — Большой Урал, жилой комбинат НКВД № 2 (входит в комплекс «Городок Чекистов»), Клуб Строителей (ныне «Сити-центр») и Дом Печати.

Вид на восточную часть площади. 
Здесь архитекторы авангарда развернулись в полную силу
Вид на восточную часть площади. Здесь архитекторы авангарда развернулись в полную силу

В центре фото мы видим Городок Чекистов, севернее — окружной Дом Офицеров еще до его архитектурного «обогащения», южнее — ДК Строителей, за ним — дома Госпромурала, также известные в народе как «дома-расчески».

Но по-настоящему потрясающие проекты этой эпохи не были осуществлены, а ведь именно они должны были определить силуэт площади Парижской коммуны. Проекты эти — дом Промышленности и Синтетический театр.

Макет дома Промышленности
Макет дома Промышленности

Этот гигант должен был начинаться от проспекта Ленина и заканчиваться на улице Малышева, высотной доминантой должна была стать 30-этажная башня. Заметим, на момент проектирования самой высокой постройкой в городе была башня первого жилого комбината НКВД высотой в 12 этажей. В здании планировали разместить управление всей промышленностью Уральской области (ныне территория Уральского федерального округа и Пермский край) для централизации процессов, происходящих между разными производствами. 

Проект был утвержден и даже частично построен. Для работников Дома Промышленности неподалеку возвели жилой комбинат — «дома-расчески» на Ленина №№ 52, 54. Некоторые «жилые ячейки» этих необычных зданий имеют два этажа.

Две трети (из задуманного) Дома промышленности
Две трети (из задуманного) Дома промышленности

Стройка затянулась и надолго пережила саму эпоху авангарда — задние достраивали уже после войны. Высотную доминанту и «хвост» так и не окончили. Сейчас за свою замкнутость здание носит прозвище «Пентагон» и совершенно не влияет на ансамбль площади.

Другой грандиозный проект, который планировался на площади, — здание Синтетического театра.

Так должен был выглядеть Синтетический театр Свердловска
Так должен был выглядеть Синтетический театр Свердловска

Напротив театра Оперы было решено возвести новое здание нового театра — Синтетического. Это зрелищное сооружение, в котором должен был происходить синтез разных жанров, на стыке разных искусств. Архитекторы прошлого предвидели появление новых представлений, считающих в себе спорт и театр, парад и демонстрацию, митинг и кино. Здание должно было вмещать 5 000 человек и трансформироваться под любые нужды. Всесоюзный конкурс на лучший проект здания Синтетического театра в Свердловске был проведен в 1931 году, его выиграла работа архитектора Гинзбурга (на снимке выше).

Из Синтетического театра получился Театр оперы и балета
Из Синтетического театра получился Театр оперы и балета

Материалы конкурса дали больше вопросов, чем ответов, поэтому проект был приостановлен в Свердловске, зато позже — по мотивам — начат в Новосибирске. История его строительства также заслуживает отдельного внимания. Сейчас от площади Парижской коммуны остались клочки — небольшой сквер за Оперным театром и часть бульвара на проспекте Ленина. А так бы выглядела площадь Парижской коммуны, если бы два самых смелых проекта авангарда были реализованы:

Вознесенская площадь

Храм Вознесения Господня — один из старейших в городе. Церковь была сначала деревянной, но в XIX веке на ее месте построили каменный храм. Необычно положение храма между усадьбами двух активнейших деятелей старообрядческой общины — Расторгуева (с 1937 года здание переквалифицировали в Дворец Пионеров) с одной стороны площади и Зотова (дом перестроен для аграрного университета).

Одна из первых фотографий Вознесенской церкви
Одна из первых фотографий Вознесенской церкви

И все-таки первым сооружением, которое возникло на безымянной пока горке, был так называемый «Загородный командирский дом» — личная резиденция генерала Татищева, которая с 1737 года находилась ровно на месте теперешней площади. Современная улица Карла Либкнехта фактически упиралась в южный фасад усадьбы. К 1780 году дом снесли, а улицу продлили.

План Екатеринбурга 1730-х годов
План Екатеринбурга 1730-х годов

На плане — в левом верхнем углу, за пределами бастионов виден квадрат усадьб командирского дома. На следующем плане 1780-х дома уже нет, но есть церковь и площадь перед ней.

В дореволюционном Екатеринбурге Вознесенская площадь была одной из центральных, помимо Вознесенской церкви здесь находился вход в сад усадьбы Расторгуевых-Харитоновых — первый общественный парк Екатеринбурга. После революции церковь национализировали и разместили в ней поочередно школу, склад, музей. Площадь также получила новое название — Народной Мести. В этот период площадь прославилась своими необычными памятниками. Один из них — памятник Карлу Марксу в виде одной только головы, который переставили сюда на более узкий постамент с площади 1905 года.

Вид с колокольни Вознесенской церкви на памятник Карлу Марксу и построение пионеров
Вид с колокольни Вознесенской церкви на памятник Карлу Марксу и построение пионеров

На праздники и годовщины возникали временные, более
авангардные скульптуры.

Несколько временных сооружений было возведено на площади к 15-летию Комсомола
Несколько временных сооружений было возведено на площади к 15-летию Комсомола

Позже памятник Марксу убрали, и на площади у Дворца Пионеров появился фонтан «с лягушками» любимый многими поколениями свердловчан.

Те самые лягушки
Те самые лягушки

В центре фонтана стоял мальчик, который держал на руках рыбу. По углам восьмиугольного фонтана располагались лягушки, которых могли «оседлать» маленькие дети. А в 1959 году на площади открывается памятник Комсомолу Урала, который стоит здесь по сей день. На некоторых картах города площадь начинают обозначать как Комсомольскую.

Вид с колокольни Вознесенской церкви
Вид с колокольни Вознесенской церкви

На фото — фонтан с лягушками, далее — памятник Комсомолу. Улица Карла Либкнехта расположена в том же уровне, что и площадь, через дорогу — пустырь на месте Ипатьевского дома

А так площадь могла бы выглядеть, если бы послевоенные градостроители добрались до нее:

Невоплощенный эскиз площади
Невоплощенный эскиз площади

Проект реконструкции площади Народной мести с созданием спуска к набережной. Центром композиции является памятник Комсомолу Урала, по проекту здание Вознесенской церкви перестраивается в сталинском стиле, на месте Ипатьевского дома и будущего Храма-на-Крови — парадная лестница к набережной.

В начале 2000-х площадь и улица Карла Либкнехта переживают реконструкцию. Фонтан убрали при реконструкции площади и перевезли на Ботанику, к зданию Сбербанка на ул. 8 Марта, 206 б. На месте снесенного дома Ипатьева возвели Храм-на-Крови. 

Улица Карла Либкнехта до реконструкции идет вдоль фасада Дворца Пионеров
Улица Карла Либкнехта до реконструкции идет вдоль фасада Дворца Пионеров

Несмотря на большую историческую и символическую насыщенность, сегодня площадь скорее является смотровой площадкой и, к сожалению, парковкой. Этим летом здесь почему-то возникла целая индустрия по курению кальяна прямо на открытом воздухе.

Мельковская площадь

Площадь, которую мы потеряли... Одна из самых старых площадей города находилась в северной его части, в Мельковской слободе. По имени протекавшей здесь речки Мельковки были названы и район, и площадь, и четыре улицы по номерам. Одной стороной площадь примыкала к идущей на север улице Верхотурской (ныне Свердлова), а другой упиралась в болото.

Площадь была местом торговли и встреч, а в 1893 году на деньги купца Лузина здесь началось строительство Александро-Невской церкви, получившей в народе название Лузинской.

Нарядная Лузинская церковь на открытке
Нарядная Лузинская церковь на открытке

Больше всего атмосферу этого места передает дошедшая до нас открытка — Мельковская площадь в базарный день. Справа краснокирпичная Лузинская церковь, выполненная в «русском» стиле, слева вдали можно видеть колокольню Вознесенской церкви. Фотографий церкви, а тем более площади, сохранилось очень немного.

Вид на слободу с Плотинки.
Треугольный шатер Лузинской церкви — вдалеке прямо посередине снимка
Вид на слободу с Плотинки. Треугольный шатер Лузинской церкви — вдалеке прямо посередине снимка

В 1910-х церковь начинают достраивать, но с началом Первой
Мировой войны строительство останавливается.

В таком виде площадь существует до 1930 года
В таком виде площадь существует до 1930 года

В церкви еще проводились службы, но рынок уже не работал, активная городская жизнь ушла на центральные площади Большого Свердловска. В 1930 году церковь снесли, а на месте площади построили здание института Уралгипротранс (Свердлова, 11а).

Ненарядное здание с труднопроизносимым названием — Уралгипротранс
Ненарядное здание с труднопроизносимым названием — Уралгипротранс

На память о слободе и площади, а также о реке, убранной в трубу под землю,нам осталась только одна улица Мельковская. В советские времена она носила имена разных политических деятелей, однако после перестройки одна из первых получила назад свое историческое название.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ