Найти тему
Rallyzone

«Попытался помочь Латвале — и сам попал под прессинг». Интервью с Томми Мякиненом

Томми Мякинен. Фото: Toyota Gazoo Racing WRC
Томми Мякинен. Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

Руководитель команды Toyota не входит в число любителей общаться с прессой — и тем интереснее его мнение о текущем положении дел в чемпионате и заводском коллективе.

В преддверии второго полугодия в чемпионате мира по ралли Томми Мякинен побеседовал с корреспондентом французской AUTOhebdo, рассказав ему о планах на заключительную часть сезона. Как оказалось, в Toyota всё еще надеются как минимум на один титул…

Победа на ралли Аргентина 2018. Фото: Toyota Gazoo Racing WRC
Победа на ралли Аргентина 2018. Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

Томми, довольны ли вы первым полугодием в исполнении вашей команды?

Томми Мякинен: В целом да. Вдобавок Yaris WRC демонстрирует впечатляющую скорость. В то же время мы знаем, что еще можем прибавить в самых разных аспектах, и это позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее.

И в каких конкретно аспектах будете прибавлять?

Томми Мякинен: Например, подвеска и амортизаторы. Возможностей здесь масса, перспективы захватывающие. В любом случае, мы постоянно работаем над совершенствованием машины — это единственный способ поддерживать конкурентоспособность.

Томми Мякинен. Фото: Toyota Gazoo Racing WRC
Томми Мякинен. Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

Задействуете «джокеры»?

Томми Мякинен: Мы постоянно работаем над машиной, чтобы сделать её как можно более эффективной, список необходимых изменений очень длинный и касается как скорости с надежностью, так и удобства обслуживания.

Я не буду вдаваться в детали и тем более говорить о каких-то сроках. Работа ведется, этапов до конца сезона осталось не так много, и нам очень важно обеспечить стабильность результатов.

Мы знаем, что конкурентоспособны на асфальтовом покрытии и сейчас работаем над этим. Если говорить о гравийных ралли, то здесь есть свои нюансы. Мы можем бороться за победу на быстрых спецучастках и дорогах с высоким уровнем сцепления. Сложности начинаются в скользких условиях. Именно поэтому мы сосредоточили усилия на работе с подвеской и трансмиссией — в этих областях «джокеры» нам не понадобятся.

Фото: Toyota Gazoo Racing WRC
Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

Из семи прошедших в этом году этапов вам удалось выиграть только один. Не разочарованы?

Томми Мякинен: Мы должны были выигрывать больше, но вся прелесть ралли и состоит в этой непредсказуемости. Что ж, будем тщательнее готовиться к этапам. Конкуренция очень высока, и если мы не будем проводить идеальные ралли, о победах можно забыть.

Вспомните ту же Сардинию. В пятницу мы столкнулись с невиданными прежде условиями, и это не позволило нам подобрать идеальные настройки. Нам по-прежнему не хватает опыта, а количество тестовых дней ограничено, так что проверить все параметры получается далеко не всегда. Впрочем, мы еще можем побороться за титул в зачете производителей…

Томми Мякинен и Отт Тянак. Фото: Toyota Gazoo Racing WRC
Томми Мякинен и Отт Тянак. Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

Поговорим о пилотах. Судя по всему, Отт Тянак очень быстро вписался в коллектив и адаптировался к новому автомобилю…

Томми Мякинен: Да, Отт просто великолепен. Он демонстрирует высокий профессионализм и исключительное понимание своего автомобиля. Кроме того, он эффективно использует любую возможность для того, чтобы подогнать Yaris WRC под свои требования.

И чего же ему не хватает, чтобы выигрывать чаще?

Томми Мякинен: Ну а как сложилось для него первое полугодие? Он отлично начал сезон в Монте-Карло, благодаря чему получил неудобную стартовую позицию в Швеции (вторую, следом за Себастьеном Ожье) — и год для этого выбрал совсем неподходящий! Вдобавок ко всему, там он угодил в глупую аварию, объезжая замедлившегося соперника (столкновение с Крисом Миком на СУ13).

В Мексике у него отказал турбонаддув. В Португалии он наехал на большой камень, что лежал прямо на траектории в быстрой секции. Ну а на Сардинии… что ж, на Сардинии он слишком уверенно попытался преодолеть трамплин.

Сход Отта Тянака, ралли Сардиния 2018. Фото: Jaanus Ree/Red Bull Content Pool
Сход Отта Тянака, ралли Сардиния 2018. Фото: Jaanus Ree/Red Bull Content Pool

Стало быть, можно говорить о том, что Тянаку просто не везет?

Томми Мякинен: /долгая пауза/ Следует признать, что фактор невезения тут всё же есть. Взять последний пример: если б в Италии он чуть сбросил скорость перед тем трамплином, никаких проблем не возникло бы. Ну а так он вспахал землю радиатором прежде, чем земли коснулись колеса. Сами представляете, какие повреждения получила машина! /смеется/ В том случае ему еще повезло, что он вообще не опрокинул машину.

Однако такое часто случается, когда атакуешь, чтобы вырваться вперед. Будь Отт чуть поудачливей, он наверняка боролся бы сейчас с лидерами чемпионата.

Яри-Матти Латвала и Томми Мякинен. Фото: Toyota Gazoo Racing WRC
Яри-Матти Латвала и Томми Мякинен. Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

В отличие от него, Яри-Матти Латвала проводит весьма непростой сезон…

Томми Мякинен: Да, уровень Отта и скорость его адаптции к машине заставили Яри-Матти нервничать. В ответ он начал атаковать всё сильнее и стал ошибаться. Ситуация сложная, я знаю.

Можете как-то помочь ему?

Томми Мякинен: Очень хороший вопрос. Я не знаю.

Я пробовал с Яри-Матти разные подходы, но совершенно неожиданно сам ощутил прессинг с его стороны. Это не так-то просто, но мы стараемся обеспечить ему все условия, чтобы он снова стал демонстрировать результат и вернул себе былую уверенность.

Фото: Toyota Gazoo Racing WRC
Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

Расстроены?

Томми Мякинен: Расстроен, конечно. Яри-Матти очень хороший пилот — куда лучше того, что он демонстрирует в этом году. Он умеет ехать быстро, но его результаты в этом сезоне не соответствуют его уровню.

А что насчет Эсапекки Лаппи? Оправдал ли он ваши ожидания?

Томми Мякинен: Не могу сказать, что всем доволен. За вычетом выступлений на Корсике и Сардинии он, по всей видимости, проводит гонку по одной и той же схеме: спит в пятницу, начинает просыпаться в субботу и окончательно приходит в себя уже в воскресенье.

Опять же — расстроены?

Томми Мякинен: У него не такой большой опыт, это правда. Но сегодня на его счету один сезон в WRC, и следовало бы уже увереннее проводить гонки — от старта до финиша.

Томми Мякинен и Эсапекка Лаппи. Фото: Toyota Gazoo Racing WRC
Томми Мякинен и Эсапекка Лаппи. Фото: Toyota Gazoo Racing WRC

А что должно ему в этом помочь?

Томми Мякинен: /смеется/ Не могу ответить!

Что думаете о шансах на титул в обоих зачетах?

Томми Мякинен: Ну, в личном всё очень сложно: Себастьен Ожье и Тьерри Невилль серьезно оторвались от остальных, и ликвидировать такое отставание будет почти невозможно. Что же до зачета производителей, то я уверен, что мы еще можем за него побороться. Это и будет нашей задачей во второй половине сезона.

Фото: Toyota Gazoo Racing WRC
Фото: Toyota Gazoo Racing WRC