«Менины» – заурядная картина испанского художника при дворе или новый поворот в истории культуры, показанный нам его талантливой рукой?
Картина «Менины», на данный момент находящаяся в музее Прадо, была написана в 1656 году в стиле барокко. Ее создателем был испанский художник Диего Веласкес. Почти всю свою жизнь он был придворным живописцем, и это, разумеется, мешало воплощению его собственных идей. Несмотря на это, художник стал одним из новаторов искусства, оставив для потомков множество приемов живописи.
Переводится название картины как «фрейлины». Они и правда запечатлены на холсте. Они стоят подле маленькой инфанты Маргариты, которая замерла посреди мастерской самого Веласкеса. Но свита ее не заканчивается на одних лишь фрейлинах. Ее окружают карлик и карлица, придворный и монашка, на полу лежит пес. В дверях, обернувшись, стоит гофмаршал.
Но и себя не забыл изобразить на этой картине Веласкес. Он стоит позади инфанты и ее фрейлин, как бы на втором плане. Перед ним холст, а в руках кисть и краски. Кого же он пишет? Вначале может показаться, что все на картине смотрят на нас, но если присмотреться, становиться понятно, что вовсе не мы стали объектом такого пристального внимания. Взгляды как будто устремлены поверх наших голов, а некоторые даже сквозь нас. Невольно хочется обернуться и проверить, кто же стоит у нас за спиной. На самом деле, этого делать не требуется. Ответ на свой вопрос мы можем с легкостью найти на картине. На стене мастерской висит небольшое зеркало в широкой раме. В нем отражаются две фигуры – мужчина и женщина.
Кто же они? Ответить не трудно. Это отец и мать молодой инфанты Маргариты, король Филипп IV и королева Марианна. Именно их портрет пишет великий живописец. Этот удачный художественный прием как будто отправляет нас внутрь картины, ведь мы стоим именно между художником и его моделями.
Марианна Австрийская была второй супругой Филиппа IV. Как и большинство союзов того времени, этот брак вовсе не был по любви, его скорее можно назвать вынужденным. Марианна была невестой Бальтазара Карлоса – его единственного и внезапно скончавшегося сына от первой жены. Более того, она была племянницей Филиппа IV, и на момент свадьбы ей было всего лишь пятнадцать лет, в то время как самому Филиппу – более сорока. Но надежды короля не оправдались. Дети в этом браке рождались мертвыми или же болезненными. Спустя двенадцать лет в живых осталась лишь одна их дочь – Маргарита. Конечно, это вовсе не радовало Филиппа. Он нуждался в наследниках, но передать престол дочери было невозможно. За это он и не любил ни Маргариту, ни свою жену Марианну. Зная это, на картину можно взглянуть немного иначе. Она становится печальнее, когда понимаешь, что маленькая девочка совсем не нужна своим родителям, на которых смотрит с чистой, наивной улыбкой.
Все позы героев этой картины создают эффект времени. То, что мы видим, происходит только сейчас, в эту секунду. Спустя пару мгновений пес, подгоняемый ножкой карлика, встрепенется, молодая инфанта повернет голову, фрейлины закружатся вкруг нее, стараясь угодить во всем, гофмаршал выйдет из мастерской и прикроет за собой дверь, а Веласкес оставит новый мазок на огромном холсте.
Подобные приемы, впервые придуманные Веласкесом, используются в живописи и сейчас. Неизвестно, когда бы они появились и появились ли бы вообще, не будь в нашем мире этого талантливого художника.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.