Глава компании AviraKids Алексей Загуменнов каждый год ездит в США, чтобы встретиться с американскими бизнесменами и узнать, как устроена работа в их компаниях. Он уже побывал в офисах Apple, Uber, Google, Cisco и других крупных брендов. Про просьбе канала «Бизнес и развлечения» он рассказывает, кто такой «американский бизнесмен» и как он ведет дела.
– Об американской корпоративной культуре мы знаем в основном из фильмов вроде «Уолл-стрит» или «Офисное пространство». Насколько картинка, показанная в кино, отличается от реальности?
– Американская корпоративная культура – это то, о чём говорят или в кафешке рядом с офисом, или в квартальном отчёте о прибылях. Другими словами, она вписана в быт, в неё надо, что называется, комплексно погружаться.
Если честно, я не смотрю телевизор, очень редко хожу в кино. Я предпочитаю книги. Кстати, именно книги, а не фильмы, выбирают те американские топ-менеджеры, с которыми мне довелось познакомиться. Ведь помните: «Those who read books will always be dominant over those who watch TV»? Есть ещё такой момент: в художественном кино обязана присутствовать гипербола, иначе не получить прибыль. А значит всё, что можно увидеть на экране, стоит пропускать через фильтр реальности.
– Расскажите, пожалуйста, о стиле управления в американских компаниях. Каковы основные принципы?
– Если говорить о классическом американском бизнесе, то основных принципов управления в компаниях США пять. Могу пройтись по пунктам.
Во-первых, это принцип non-addiction. В данном случае зависимость – от чужого бизнеса и всего неэффективного в целом. Подобный подход реализуем и мы в AviraKids. С каждым новым годом мы отказываемся от очередных поставщиков сырья, открывая собственное производство. Впрочем, полностью замкнуть на себе цикл производства мы не планируем как минимум по экономическим причинам. Мы, например, однажды открыли цех по производству поролона, но он оказался экономически не выгодным для нас, и «Авира» вернулась к закупкам этого материала у поставщиков сырья. Какими бы ни были принципы управления, в бизнесе главное – прибыль.
– Вы к этому подходу пришли сами по себе или благодаря поездкам в Америку?
– Это основа основ, которую понимает любой, кто связан с предпринимательством, включая наёмных работников. Кстати, если наёмный работник этого не понимает, то с ним рано или поздно придётся прощаться.
– Продолжим о принципах…
– Вторым принципом можно считать division of labor. Специализация – это то, к чему сейчас возвращаются и межконтинентальные корпорации, и крошечные предприятия. С одной стороны, кажется, чем шире кругозор работника, тем больше задач он может выполнять и тем прибыльнее компания. С другой стороны, без специализации не бывает концентрации внимания и командной игры. Вспомните: на поле не бывает одиннадцати вратарей или нападающих – каждый выполняет свою функцию. Если нужны примеры, возьмите Apple, Uber, Google, Zappos и так далее. Бухгалтер здесь не бегает за офис-менеджером с просьбами установить баллон воды в диспенсер. Даже для маленьких задач есть ответственный.
Третий принцип – hierarchy of objectives. Делегирование полномочий, о котором мы говорили, при грамотном управлении позволяет выстроить последовательность задач, исполнение которых приведёт к цели максимально быстро и с минимальными издержками. В России, кстати, мне часто приходится видеть, как работники работают ради работы, а не ради итога. Умение выстраивать цепочку целей для выполнения итоговой миссии – это то, чего часто не хватает российскому специалисту.
Четвёртый принцип – exact goal setting, и он напрямую зависит от предыдущего. Цель любой компании – прибыль. Но само слово «прибыль» – слишком неопределённое и для разных компаний может выражаться в разных цифрах. В компаниях США каждый чётко знает, какой цели должен достичь он, и какова цель компании в конкретном периоде.
Наконец, последнее – это unity of action. Это то, что сегодня внедряется во все уголки AviraKids, потому что этого не хватает всему российскому рынку. В США я раз за разом вижу команду, игроков, которые дают пас, чтобы забить в ворота. В России есть «работники», «сотрудники», в лучшем случае «коллеги» – но нет команды, которая работала бы над одной большой целью. Groupon, Cisco, Keller Wiliams – здесь нет «пиарщика, который только пиарит» или «водителя, который просто крутит баранку». Каждый здесь работает на общую цель. Как правило, её формулируют в миссии компании, дробят на мелкие задачи и постоянно напоминают через корпоративные каналы информации.
– Какие правила общения и поведения приняты на бизнес-переговорах?
– С радостью отмечаю, что деловые переговоры в США становятся всё более короткими, неформальными и предметными. Если раньше в обязательной программе были галстуки, огромный дубовый стол и PowerPoint, то теперь всё гораздо проще.
Чаще всего переговоры там проводятся в заведениях общественного питания. В крошечном кафе за соседними столиками можно увидеть негритянскую семью с гамбургерами и двух парней в футболках, обсуждающих слияние на несколько сотен миллионов долларов. И это вполне нормально.
Бизнесмен из США всегда вежлив, от него редко можно услышать нет. Вместо «нет» на переговорах он предпочитает говорить: «Nice!». «Sounds good» означает «Прости друг, это полная фигня». Это скорее комплименты за разговор, а не за обсуждаемую деловую тему. Хотите услышать да – ищите что-нибудь вроде Totally awesome!
Компактные дома, простые автомобили… Главное свойство бизнесмена в США – рационализм. При этом большую роль играют и традиции. Small talks, например, в предпринимательской среде обязательны. Если в лифте или какой-нибудь очереди ты не спросишь у соседа, как дела, это будет означать, что ты что-то против него замышляешь. Поэтому brutally honest feedback – это высшая форма доверия, добиться которой очень и очень непросто.
– Как это сочетается с предметностью переговоров? С одной стороны, вы говорите, что переговоры становятся более предметными, с другой – что без small talk не обойтись.
– Да, такова парадоксальная особенность менталитета. Понять такую противоречивость почти невозможно, однако в наших силах принять её и научиться использовать.
– В России, когда приезжает бизнес-партнер из-за рубежа, принято не только решать с ним деловые вопросы, но и устраивать полноценный культурный отдых с посещением достопримечательностей. А как с этим обстоят дела в США? Принято ли деловое общение в неформальной обстановке?
– В целом, как мне показалось, подобные экскурсии делаются только по особому заказу. В США меня, например, чаще всего водили на экскурсии по офисам и производственным площадкам. Культурный отдых – для близких друзей. Достопримечательности – для туристов в свободное время или звёзд шоу-бизнеса. Время бизнесмена – самый ценный ресурс, и я рад, что меня все эти прелести «деловых» встреч миновали.
– Есть два мнения об американцах. Одни считают, что в США ценятся увлеченные люди, которые не считают часов, и приняты переработки. Другие – что американцы жестко соблюдают work-life balance и рационально планируют время. Что из этого правда, по вашему мнению?
– Как ни парадоксально, истинны оба утверждения. Американец рано встаёт, его рабочий день часто начинается тогда, когда он проснулся. Business lunch meeting в 8:00 – это вполне обыденное явление. Работа органично вплетается в жизненный цикл, и от этого выигрывает каждое составляющее. Смотрите, в США работа – это часть жизни. В России треть суток тратится на работу, а настоящая жизнь начинается вечером пятницы. Первый подход мне нравится больше.
Действительно, самое главное – уметь планировать день. Заметьте, «рабочий день» есть только в России. Для предпринимателя из США, конечно, существует понятие holydays, но даже в это время он будет заниматься делом или занятием для развития этого дела. Рабочий и деловой календарь для американца – одно и то же. Наверное, поэтому каждый второй бизнесмен рекомендует использовать Calendar от Google.
– Можно ли описать отношение американцев к бизнесу и работе какой-то устойчивой фразой?
– Один из моих знакомых как-то произнёс: Business is a better life. Мне кажется, эта фраза может стать девизом любого предпринимателя, честно занимающегося любимым делом.
– Чем американские руководители отличаются от российских в плане поведения, дресс-кода, подхода к делам? Для этого явления есть какое-нибудь название?
–У одного из офисов в Кремниевой долине человека в пиджаке, галстуке и с кожаным портфелем как-то за глаза обозвали pity peacock. Наверное, такое название подошло бы многим российским предпринимателям. Тем, которые любят пускать пыль в глаза, заставляют своих подчинённых носить себя в паланкине, делают вид, а не работу, потому что получают больше всех. В США business – это дело, а не «финансовый успех».
– Используют ли ваши американские партнеры деловой сленг?
– Сленг – естественное явление любого сообщества. Если существует группа людей, занимающихся одним делом, но не использующая сленг, это первый признак лохотрона. Даже в самых молодых субкультурах появляются особые словечки, определения, шуточки. Бизнес появился, наверное, с первым человеком, а потому и здесь сленг – вполне естественное явление. AF или def – это сокращения, а не наречие и слово «глухой». Mom – это не мама, а month over month, Poc – не фамилия человека, с которым нужно обязательно встретиться, а point of contact, CR и DR – пресловутые кредит с дебетом, Q1 – «первый квартал» и так далее.
Если говорить об идиомах, на слуху Brownie points (русский аналог – «ачивки»), cash cow (основной источник дохода компании), to buzz (наш аналог – «хайпить»), to plug (продвигать на коммерческой основе) и многое другое. Многие сленговые термины и сокращения, кстати, уже используются и в русском языке: B2B, B2C, P2C, даже блокбастер.
– Что нужно сказать американскому партнеру, чтобы заинтересовать и убедить его?
– Здесь всё просто: используйте elevator pitch даже в длинных переговорах. Так называют быструю презентацию проекта, которую можно успеть произнести во время поездки с инвестором на лифте. Аргументы должны строиться на фактах, а выгода выражаться в прибыли. Рациональность – и всё.
– Что категорически неуместно в общении с американскими партнерами?
– Я бы рекомендовал вытатуировать себе на руке всего одну фразу: «Не осуждай» – и почаще на неё смотреть. Этого было бы достаточно. Ах да, ещё одно: всегда улыбайтесь, как бы это вас не раздражало.